Мобильные активы "Связьинвеста" достигли пика своей стоимости и вряд ли будут расти из-за высокой конкуренции, заявил вчера министр информационных технологий и связи Леонид Рейман. Но участники рынка отмечают, что госхолдинг уверенно представлен на сотовом рынке как минимум трех макрорегионов и распродажа таких активов приведет к падению его капитализации.
"Мобильные активы "Связьинвеста" на сегодняшний день близки к пику своей стоимости, и их рыночная капитализация вряд ли будет расти", — заявил вчера Леонид Рейман на брифинге в рамках конференции "Ренессанс Капитала". Г-н Рейман сомневается, что компании "Связьинвеста" смогут занимать значительные позиции на рынке мобильной связи из-за высокой конкуренции. Но, по его словам, госхолдингу нецелесообразно полностью фокусироваться только на традиционных услугах фиксированной связи. "Есть новые технологии, и компании "Связьинвеста" должны об этом подумать", — сказал министр, отметив, что они могли бы развивать услуги беспроводного широкополосного доступа в Интернет по технологиям Wi-Fi и Wi MAX, а также мобильную связь четвертого поколения (4G).
"Дальсвязь", одна из семи межрегиональных компаний связи (МРК) "Связьинвеста", в апреле объявила о желании продать свои сотовые активы, объясняя это решение как раз тем, что они находятся на пике стоимости. Представители компании говорили, что занимают очень низкую долю (5%) на сотовом рынке Дальнего Востока и дальнейшее развитие затруднено из-за недостатка частот и необходимости в значительных инвестициях в условиях насыщенного рынка. И хотя МТС и "ВымпелКом" были готовы заплатить за эти активы более 100 млн долл., их сняли с торгов: "Дальсвязь" решила поднять стоимость сотового бизнеса за счет новых GSM-лицензий, которые Россвязь выставила на конкурс. Директор департамента внешних коммуникаций "Связьинвеста" Олег Михайлов заявил, что "Дальсвязь" может вернуться к рассмотрению заявок потенциальных покупателей уже в июле. Но вопрос продажи сотовых активов в других компаниях сейчас не рассматривается, подчеркнул он.
По оценкам исследовательской компании AC&M Consulting, в отличие от "Дальсвязи" по крайней мере три другие МРК "Связьинвеста" ("Волгателеком", "Уралсвязьинформ" и "Сибирьтелеком") уверенно себя чувствуют на сотовом рынке в своих лицензионных зонах: они занимают 13% на Волге, 17,5% в Сибири (в два раза больше, чем "МегаФон"), а на Урале вообще делят первое место с МТС (23%). "Все зависит от ситуации в каждой конкретной МРК "Связьинвеста". Наш сотовый бизнес развивается, причем развивается успешно. Мы оказываем услуги сотовой связи под брендом Utel и занимаем первое место по количеству абонентов (4,6 млн) и доходам (30% от общей выручки компании) на своей лицензионной территории, — уточняет Валерий Костарев, пресс-секретарь гендиректора "Уралсвязьинформа". — К тому же в отличие от других МРК наш сотовый бизнес развивается в рамках большой компании (в 2005 году состоялась его консолидация в ОАО "Уралсвязьинформ")". По итогам первого квартала 2007 года доходы "Уралсвязьинформа" от сотового бизнеса составили 2,7 млрд руб. (более 100 млн долл.), а средний счет на одного абонента (ARPU) — 230 руб. (8,8 долл.).
"Сотовая связь — один из самых доходных бизнесов МРК "Связьинвеста". Кроме того, эти активы дают возможность МРК реализовывать проекты по конвергенции мобильной и фиксированной связи. Конкуренция действительно нарастает, но пока судьба сотовых активов акционерами "Связьинвеста" не обсуждалась", — говорит Светлана Витковская, руководитель пресс-службы АФК "Система".
Отраслевые аналитики сходятся во мнении, что пика капитализации достигли только сотовые активы "Дальсвязи", а капитализация других МРК значительно ухудшится в случае продажи сотового бизнеса. "Что касается "Дальсвязи", сейчас выгодно продавать сотовые активы, потому что ее позиции на рынке слабоваты. Но в то же время "Уралсвязьинформ" нельзя назвать слабой: компания занимает уверенную долю на рынке, и можно ожидать, что ее ARPU, как и у федеральных игроков, будет расти. А "Волгателеком" и "Сибирьтелеком" находятся в стадии консолидации своих сотовых активов, цель которой — повышение их конкурентоспособности, поэтому вряд ли стоит говорить, что они бесперспективны", — уверена аналитик "Атона" Анна Курбатова.
Источник: rbc
Смотри также: Главные новости, TradeNews, Итоги, Обзоры рынков, Новинки, Мобильные ПК, DisplayNews, Аудио-Видео, Фото-Видео, Мобильные телефоны, Программное обеспечение, Интернет, Персонал, Маркетинг и Менеджмент, В стране, В мире, Авто