О чём мечтают современные школьники?
Молодёжь оптимистична, но
Старший научный сотрудник Института экономики и организации промышленного производства СО РАН Ирина Харченко и ее коллеги уже 17 лет изучают социальные и профессиональные ориентации выпускников школ. В 1990 году был проведен первый крупный социологический опрос выпускников средних школ Новосибирска. Последнее по времени крупное исследование проведено в 2006 году, опрошено около 750 выпускников 9-х и 11-х классов Советского района Новосибирска, а также Искитима и Линева. Социологи исследовали и настроения родителей выпускников.
Фото с сайта gym1517.ru
Сегодня для российской экономики одной из наиболее актуальных проблем становится несоответствие между структурой профессиональной подготовки, сложившейся в системе профессионального образования, и потребностями рынка труда. Любой директор завода скажет, что его предприятие задыхается без квалифицированных рабочих, а готовят их все меньше и меньше. Выпускники профессиональных училищ и лицеев на предприятия тоже практически не приходят, стремясь, как правило, к продолжению образования.
Ориентация на рабочие профессии стала не просто низкой, а критически низкой. По мнению ученых, первопричину нужно искать в профессиональных ориентациях выпускников школ, под которые и подстраивается система образования. Для современной молодежи характерны более высокие притязания по уровню и видам образования, будущему доходу; большую роль играет и престиж профессии. Как следствие, падает востребованность технических специальностей. Более престижными и привлекательными стали профессии, связанные с финансовой сферой или управлением экономикой.
Подавляющее большинство современных выпускников планируют продолжить образование: в 2006 году таких насчитывалось 86%, что на 8% больше, чем в 1990 году. С другой стороны, все меньше понимания того, для чего, собственно, необходимо учиться. Если в 1990 году не имели четкого представления о том, какую профессию они хотели бы получить, четверть старшеклассников то в 2006-м уже более трети. Нет ясности в том, для чего, но зато понятно, где. Для подавляющего большинства местом, где они намерены продолжать образование, является вуз, желательно недалеко от дома. Университеты и академии Новосибирска выбрали 63% выпускников, поехать учиться в вузы Москвы или Санкт-Петербурга хотели бы 17%. Еще около 14% выпускников мечтают учиться за рубежом.
Профессиональные училища и лицеи назвал только один (!) процент выпускников (понятно, что в реальности учащихся в них будет, конечно, больше). В большинстве своем завтрашние студенты планируют посвятить себя исключительно учебе, не тратя время на дополнительные заработки. Следовательно, расчет делается на помощь родителей, от размеров кошелька которых, как правило, и будет зависеть, продолжит их ребенок после окончания школы учебу в вузе или же нет.
Социологи спрашивали выпускников и их родителей: при каких условиях они бы согласились платить за образование? Вариант бесплатного получения образования всерьез даже не рассматривают 29% новосибирских школьников, а среди выпускников Искитима и Линева эта цифра еще выше: более 40%. Ирина Харченко считает, что это может свидетельствовать только об одном эти школьники менее уверены в своих силах, чем их новосибирские сверстники.
Отвечая на вопрос, где они предпочли бы работать после окончания учебы, лишь 15% старшеклассников выбрали производственную сферу и оказание материальных услуг. Напротив, более 30% ориентируются на обслуживание рынка, включая менеджмент, финансы, юридические услуги. Немногим более десяти процентов хотели бы связать свою судьбу с социальной сферой (образование, медицина) или наукой. А самую большую долю (более 40%) составили те, кто вообще никак не определился с профессиональным выбором. Почти половина школьников не смогли ничего сказать и о статусе будущего места работы. Из тех, кто все-таки дал какой-то определенный ответ, большинство (37%) видят себя специалистами, только 4% хотели бы стать руководителями. Наконец, лишь 8% согласны на рабочие должности, считая, вероятно, что это необходимая ступень на пути к руководящим должностям.
Социологов интересовал вопрос о том, чем руководствуется молодежь при выборе будущей профессии. Только 20% школьников ответили, что главное для них приносить пользу людям; 35% хотели бы, чтобы будущая работа была так или иначе ориентирована на общение с людьми. Большинство (53%) участников исследования заявили, что для них в будущей работе главной задачей станет реализация своего потенциала. Для 68% ответивших очень важное значение имеют соображения престижа и карьеры.
Общим местом в рассуждениях о современной молодежи стали утверждения о ее инфантилизме. Между тем исследование Ирины Харченко и ее коллег показало: почти половина опрошенных школьников уже имеют опыт самостоятельной работы; более или менее постоянно работали 8% старшеклассников. Около трети работавших подростков трудились в сфере так называемой неформальной занятости, то есть без заключения каких-то договоров с работодателем, а каждый пятый успел поработать на предприятии. Ученые считают, что эти цифры о многом говорят: у нас все-таки не Латинская Америка, и острой нужды в подростковом труде для семей нет. Очевидно, современные тинейджеры работают ради самоутверждения, самостоятельности, получения такой желанной, пусть и относительной, автономии в личных финансах.
Молодежь по определению оптимистична. Выпускники уверены, что их жизнь, в отличие от родителей, будет и интересной, и счастливой. Неудивительно, что большинство опрошенных учеными школьников Новосибирска, Искитима, Линева верят не только в свое счастливое будущее, но и в благоприятное будущее России. В то же время многие сомневаются в том, что криминал уйдет из экономики и общества в целом. Но самый тревожный факт молодежь слабо оценивает свой собственный возможный вклад в процветание страны. Вот такой оптимизм с сильным налетом инфантилизма.