Социально озабоченные
Корпоративная социальная отчетность в России до сих пор воспринимается как экзотика, выдуманная на Западе для борьбы со скукой. Однако компаниям, планирующим выход на мировые рынки, такая отчетность существенно облегчает диалог с западными контрагентами. И она, как ни странно, позволит увеличить не только стоимость собственного бизнеса, но и уровень продаж.
В конце прошлой недели в Совете федерации (СФ) прошли парламентские слушания о роли корпоративной социальной ответственности в России. Открывая слушания, зампред комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности Андрей Хазин заявил, что корпоративная социальная отчетность должна "олицетворять добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций". По его словам, компании во всех регионах страны в скором времени должны "встать на этот путь", который поможет бизнесу "создать удобную социальную атмосферу вокруг себя". Социальная ответственность, отметил он, это "не только благотворительность, это принятие и распространение новых технологий и стандартов в социальной жизни, социальной политике, экологии".
Пока же вложения в корпоративную социальную ответственность многими российскими компаниями, как правило, воспринимаются как ненужная трата денег. Однако мировой опыт убедительно показывает, что при разумном подходе затраты в рамках социальной ответственности могут не только окупиться, но и принести солидную прибыль.
Идея выпуска корпоративного социального отчета появилась за рубежом более 20 лет назад, а широкий общественный резонанс получила с возникновением первых крупных корпоративных скандалов. Например, когда компания Nike была уличена в использовании детского труда в подразделениях в Юго-Восточной Азии, только регулярный выпуск отчетов, в которых компания уделила особое внимание вопросам охраны труда, позволил ей оправдаться в глазах общественности. И в результате ее продажи даже увеличились. Нефтяные компании, как правило, выпускают подобные отчеты после экологических скандалов.
Компании давно убедились в том, что если корпоративной социальной отчетности (КСО) уделяется должное внимание, лояльность общества к компании и ее продукции заметно возрастает. Согласно последнему исследованию аудиторской компании KPMG, в 2005 году из 250 крупнейших мировых компаний 52% составили КСО.
По данным MORI (Международного института исследований рынка и общественного мнения), в 1998 году 30% британцев покупали продукцию компаний, которые считались социально ответственными, а 28% -- бойкотировали продукцию социально безответственных производителей. "Годом позже американская Conference Board привела данные, согласно которым у компаний, реализующих концепцию социальной ответственности, доход на инвестированный капитал на 9,8% выше, чем у игнорирующих ее конкурентов, доход с активов больше на 3,55%, прибыль -- на 63,5%",-- рассказывает старший вице-президент ФК "Уралсиб" Александр Першиков.
В России дело обстоит иначе: в 2001 году свою социальную отчетность представили всего две компании, в 2003 году -- пять. А по итогам 2005 года Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и Агентство социальной информации насчитали уже более 20 таких компаний, среди которых "Газпром", ЛУКОЙЛ, Shell, ТНК-BP, РАО "ЕЭС России", "Сибнефть", "Русал", "Норильский никель" и др. К компаниям постепенно начали присоединяться и кредитные организации: одним из первооткрывателей КСО на российском рынке стал банк "Уралсиб", за ним Альфа-банк. В списке РСПП с 2003 года числится и ФИА-банк.
Корпоративная социальная отчетность на законных основаниях запрашивается госорганами в Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, Франции и Великобритании. В России социальная отчетность представляется на добровольной основе. "Первые принципы составления КСО были разработаны на Западе, на основе опыта зарубежных компаний. Показатели их работы и легли в основу стандартов. Инвестиционные фонды США и Великобритании еще в 80-е годы прошлого столетия начали при формировании своих портфелей учитывать уровень социальной ответственности компаний--эмитентов ценных бумаг. Появились фондовые индексы для вложений в социально ориентированные компании",-- говорит Александр Першиков.
По мнению аналитиков, сейчас у российских компаний главный мотив для составления социальных отчетов -- стремление стать международными. И число организаций, работающих с социальной отчетностью, по всей видимости, будет расти в первую очередь за счет крупных холдингов, планирующих выход на международные рынки. "Значимость социально-корпоративной ответственности российскими компаниями уже осознана. Использование международных стандартов позволяет получить преимущества на мировом рынке, завоевать доверие иностранных инвесторов. Прозрачная деятельность для российских компаний - это возможность привлечения иностранных инвестиций, расширения бизнеса на территории и за пределами России, а также стратегически оправданный шаг к повышению капитализации",-- утверждает старший менеджер отдела бизнес-консультирования KPMG в России и СНГ Галина Ефремова.
В России уже формируется понимание того, что отношение к товару или брэнду определяется не только качеством товара, но и общим имиджем, репутацией компании. "Маркетинговые исследования и опросы населения, ставшие в 90-е годы особенно популярными, со всей очевидностью демонстрировали, что социальная и экологическая политика компаний напрямую влияет на их объем продаж",-- говорит Александр Першиков.
Мировые стандарты "социалки"
Самая распространенная форма социальной отчетности -- свободная. Ее использует большинство компаний в России, и она включает в себя выпуск красочных буклетов о благотворительных программах, поддержке образования, здравоохранения, культуры и спорта. Эта форма очень удобна для компании, однако не может обеспечить достоверность отчета. Кроме того, она несопоставима с аналогичными документами, составляемыми по международным стандартам, и, следовательно, не способствует признанию со стороны международных организаций.
"Существует несколько международных стандартов КСО. Стандарты можно разбить на категории в зависимости от их функций. Но в России сейчас социальные отчеты, подготовленные в соответствии с требованиями международных стандартов, пока единичны. Это связано с тем, что бизнес-сообщество нашей страны разнородно, и введение жестких законодательных стандартов, максимально приближенных к международным, не всеми участниками рынка воспринимается адекватно",-- говорит начальник отдела спецпроектов Альфа-банка Марина Маслина.
На сегодняшний момент в мире существуют четыре основных стандарта отчетности: стандарт AccountAbility AA 1000 (опирается на оценку успеха организации в экономической среде, экологической и социальной), стандарт GRI (описывает экономический, социальный и экологический прогресс компании), стандарт ISO 14 000 (описывает социальную ответственность корпорации в соблюдении экологических требований на производстве) и стандарт ответственности SA 8000, разработанный Social Accountability International`s (делает акцент на правах человека и здоровье, устанавливает требования к социальным аспектам кадровой политики производителей и поставщиков).
"Грамотная комбинация применяемых стандартов создает важные для компании синергетические эффекты. В мировой практике можно найти примеры, когда компании используют несколько стандартов одновременно: например, при отражении показателей деятельности используют список показателей, содержащийся в стандарте GRI, а при подготовке описательной части социального отчета следуют рекомендациям стандартов серии АА 1000",-- рассказывает Галина Ефремова.
Отчетность должна содержать не только информацию о достижениях компании, в ней должны отражаться и проблемы, возможные угрозы, возникающие в процессе развития бизнеса. "Чем крупнее бизнес, чем более многосторонне и разнообразно его влияние на общество, тем более важна независимая оценка информации, представленной в отчетности. Компания должна рассказывать о своих проблемах: экономический субъект, как и отдельный человек, не может преодолеть трудности, если не отдает себе в них отчета. Отсутствие отражения проблем компании в ее соцотчетности говорит об одном из двух: либо руководство фирмы их не видит, либо скрывает. А иногда и то и другое",-- предупреждает Александр Першиков.
"Проблемный подход, как правило, благосклонно принимается общественностью и повышает доверие к информации. Акцент на основных событиях отчетного периода (как положительных, так и отрицательных) встречается в большинстве качественных социальных отчетов зарубежных и российских компаний, в том числе ВР (имеются разделы 'Достижения' и 'Трудности'), ОАО ЛУКОЙЛ (раздел 'Основные результаты и вызовы 2004-2005 г.') и т. д.",-- рассказывает Галина Ефремова. Менеджер департамента консультационных услуг компании Ernst & Yung Татьяна Гринберг уверена, что проблемы, о которых пишет организация, обычно сопровождаются описанием мер, которые были приняты для их решения. "Наличие такого раздела свидетельствует о том, что социальная политика компании носит последовательный и управляемый характер, что в конечном счете является привлекательным моментом для инвесторов и для оценки бизнеса в целом",-- говорит заместитель гендиректора ГМК "Норильский никель" Ольга Голодец.
Для роста капитализации
Нефинансовая отчетность оказывает влияние на широкий спектр бизнес-факторов. Все большее количество инвесторов готовы платить более высокую цену за акции хорошо управляемых компаний, которые придерживаются ответственной социально-корпоративной политики. "Речь может идти пока об экспертных оценках, которые базируются на соображении, что расширение прозрачности и открытости бизнеса положительно влияет на его репутацию, которая уже начинает приниматься в расчет при оценке стоимости компаний",-- говорит Ольга Голодец.
Как отмечает Александр Першиков, в первую очередь КСО сказывается на публичных компаниях, влияя на стоимость их акций. "КСО, соответствующая ожиданиям рынка или выше их, увеличивает нематериальную стоимость брэнда, а лучший способ узнать его реальную стоимость -- получить оценку на рынке. В свою очередь непрозрачность компании и отсутствие отчетности ставят под сомнение перспективы устойчивого развития компании. Конечно, и государство заинтересовано в поддержке прозрачных компаний, которые не только исправно платят налоги здесь и сейчас, но и ставят перед собой задачи на десять и двадцать лет вперед, способны создавать рабочие места и увеличивать ВНП",-- говорит Александр Першиков.
Открытая социальная информация к тому же позволяет сформировать образ привлекательного работодателя. "Социально ответственная компания может рассчитывать на то, что она будет притягивать лучшие кадры, которые являются важнейшим фактором роста производительности труда",-- рассказывает Ольга Голодец. Кроме того, по мнению начальника отдела спецпроектов Альфа-банка Марины Маслиной, при составлении нефинансовой отчетности компания получает репутационные выгоды: укрепление доверия инвесторов, акционеров, органов власти и общественности, привлекает и удерживает персонал.
Так, например, табачная и нефтяная промышленность благодаря правильной КСО могут продемонстрировать, насколько они облегчают надзор государства за сохранением природы. "Таким образом, КСО является в том числе инструментом продвижения работодателя. Социальная отчетность представляет большой потенциал в отношении риск-менеджмента, так как раскрытие информации уменьшает долгосрочные риски. Например, снижает стоимость заемного капитала, увеличивает доверие к компании, позиционирует компанию как 'хорошего контрагента', то есть дает уверенность в том, что компания работает не только хорошо, но и правильно",-- уверен Александр Першиков.
При этом регулярная социальная отчетность приносит и явные финансовые выгоды. Это подтверждают и инвесторы, и сами компании. Результаты исследования, проведенного KPMG в 2005 году, показывают, что 74% организаций готовят социальную отчетность, исходя главным образом из экономических соображений. "Результаты самоанализа, самоконтроля позволяют увидеть слабые места и откорректировать деятельность компании с учетом полученной информации. А это в свою очередь позволяет достичь большей экономической эффективности",-- говорит Галина Ефремова.
Для роста рейтингов
Деятельность компаний в сфере КСО, наличие или отсутствие у нее социальной отчетности оказывает влияние и на мнение рейтинговых агентств. Уже сейчас некоторые рейтинговые агентства дают сноски на показатели, учитывающиеся в корпоративной социальной отчетности. "Наличие у компании раскрытой информации по нефинансовым вопросам является важным фактором при принятии решений о присвоении ей рейтинга корпоративного управления. Если рассматривать компоненты, оценка которых происходит при присвоения рейтинга корпоративного управления компании Standard & Poor`s, то два из четырех указанных компонентов учитываются. Права акционеров и отношения с финансово-заинтересованными лицами, а также прозрачность, раскрытие информации и аудит представляют большой интерес для оценки влияния нефинансовых отчетов на рейтинг",-- рассказывает Галина Ефремова.
С ней согласен Александр Першиков: "Практически все ведущие рейтинговые агентства -- Moody`s, S&P, Fitch и ведущие аудиторские компании (PWC, KPMG, E&Y) в своих отчетах и рекомендациях делают акцент на социальной ответственности бизнеса". Так, согласно методике присвоения рейтинга S&P, прозрачность подразумевает раскрытие как финансовых, так и нефинансовых показателей. "В рамках оценки данного компонента производится анализ содержания раскрываемой информации, и при этом обязательно рассматриваются отчеты о социальной политике и о защите окружающей среды",-- говорит Галина Ефремова.
Отсутствие или недостаточная полнота предоставленной компанией нефинансовой информации прямо сказывается на ее рейтинге. Так, ОАО "Сибирьтелеком" получило не самый высокий рейтинг 5. "Не случайно в кратком обосновании рейтинга корпоративного управления этой компании указывается на то, что отчетность компании по социальным и экологическим вопросам недостаточно структурирована и подробна в сравнении с международными стандартами",-- рассказывает Галина Ефремова. Аналогичная ситуация с ОАО "Территориальная генерирующая компания #9" (ТГК-9) -- ее рейтинг равен 4+. "Без сомнения, одним из факторов, оказавшим негативное влияние на рейтинг, является то, что раскрытие информации ТГК-9 о социальных программах не является подробным или систематическим",-- уверена Галина Ефремова.
Все вышеперечисленные бонусы от выпуска КСО компании достаются не даром. Это процесс трудоемкий и занимает немало времени. Некоторые крупные компании выпускают отчет не раз в год, а, например, раз в два года. И связано это с огромным массивом информации, которую компании не успевают обработать. Однако своевременность выпуска отчета -- это тоже своего рода показатель. Именно поэтому компании прибегают к помощи профессиональных консультантов. Они проводят всю работу -- от сбора информации о деятельности компании до приведения текста отчета в удобный для читателя вид.
Услуги внешних специалистов, особенно известных, недешевы. Затраты крупной корпорации на консалтинговые и аудиторские услуги в области социальной отчетности могут достигать нескольких сотен тысяч долларов. Но затраты того стоят. Александр Першиков уверен: "Социальная отчетность крупной компании требует обязательного независимого аудита, ведь его показатели оказывают существенное влияние на капитализацию брэнда и являются индикатором привлекательности компании".
Источник: Коммерсантъ
Смотри также: Главные новости, TradeNews, Итоги, Обзоры рынков, Новинки, Мобильные ПК, DisplayNews, Аудио-Видео, Фото-Видео, Мобильные телефоны, Программное обеспечение, Персонал, Маркетинг и Менеджмент, В стране, В мире, Авто