Российские сайты, торгующие музыкой, могут лишиться с 1 апреля текущего года поддержки процессинговой компании ChronoPay, которая обрабатывает платежи по банковским картам Visa, MasterCard и другим. ChronoPay, контролирующая 95% рынка продаж музыки российскими сайтами, требует от них оформления лицензии Федерации правообладателей по коллективному управлению авторскими правами (ФАИР). В ChronoPay заявляют, что стремятся легализовать сетевой рынок музыки, однако эксперты сомневаются в эффективности таких мер.
Процессинговая компания ChronoPay, специализирующаяся на обработке платежей по банковским картам в интернете, вчера объявила, что с 1 апреля 2007 года прекратит работать с сетевыми магазинами по продаже музыки, которые ведут деятельность по лицензии Российского общества по мультимедиа и цифровым сетям (РОМС). "Мы приняли решение работать только с одним обществом по коллективному управлению правами – ФАИР. При этом мы не будем работать с магазинами, имеющими лицензии сразу двух обществ по управлению коллективными правами",– заявил вице-президент ChronoPay Денис Сотин. Как рассказали в компании, ФАИР привлекла их готовностью пройти финансовый аудит и платить роялти правообладателям. РОМС не делает ни того, ни другого. По словам господина Сотина, у магазинов, работающих с РОМСом, есть три пути: отказаться от услуг РОМСа и получить лицензию ФАИР, перейти к альтернативной процессинговой компании (Cyberplat, Assist) или заключить прямые договоры с лейблами. Примечательно, что председателем правления ФАИР, основанной в 2005 году, является Игорь Маматов, который ранее работал в РОМСе.
ChronoPay обслуживает, по данным самой компании, 95% платежей российских интернет-магазинов музыки. Ее клиентами являются Allofmp3.com, Alltunes.com, Mp3sugar.com и другие. Несмотря на то что в октябре прошлого года крупнейшие платежные системы Visa и MasterCard запретили своим партнерам работать с Allofmp3.com, сайт получал деньги через Alltunes.com. Теперь Allofmp3.com прикроют и этот источник доходов. Представители вышеназванных ресурсов отказались вчера комментировать ситуацию.
Денис Сотин считает, что переход интернет-магазинов к ФАИР в конечном счете приведет к обелению российских интернет-магазинов, которые, по оценкам аналитиков, продают музыку в формате mp3 на $30-50 млн в год. Отраслевые эксперты полагают, что переход к ФАИР ничего не изменит. "Организации по управлению правами должны создаваться непосредственно с лейблами. ФАИР в этом смысле не отличается от РОМСа, эта организация не имеет отношения к правообладателям",– отметил глава представительства Международной федерации производителей фонограмм (IFPI) Игорь Пожитков. В том же духе высказался гендиректор Gala Records Александр Блинов: "Мы не работаем ни с ФАИР, ни с РОМСом и не собираемся. Я не знаю ни одного лейбла, который бы согласился сотрудничать с этими организациями".
Нынешняя ситуация похожа на попытку устроить передел на российском рынке mp3, считают эксперты. "Это передел лохотронного рынка, ведь министр Герман Греф обещал торговому представителю США Сьюзен Шваб закрыть организации типа РОМС и ФАИР уже к июню этого года",– негодует господин Пожитков. В РОМСе также считают, что конкурент таким путем хочет отнять часть рынка. "Allofmp3.com – это примерно половина нашей выручки. Если к ним прибавить другие сайты из черного списка, то получается не менее 75%",– жалуется менеджер по работе с лицензиатами РОМСа Екатерина Столярова. По оценкам экспертов, годовая выручка Allofmp3 составляет примерно $10 млн. То есть РОМС зарабатывал около $1,5 млн на этом сайте, поскольку деньги лейблам не перечисляются. "Звукозаписывающие компании сами не желают принимать от нас деньги",– утверждает Екатерина Столярова. В ФАИР вчера не стали комментировать ситуацию.
Источник: Коммерсантъ
Смотри также: Главные новости, TradeNews, Итоги, Обзоры рынков, Новинки, Мобильные ПК, DisplayNews, Аудио-Видео, Фото-Видео, Мобильные телефоны, Программное обеспечение, Персонал, Маркетинг и Менеджмент, В стране, В мире, Авто