Сегодня, 5 июня, на территории новосибирского аэропорта "Толмачево" установлен на постамент самолет-памятник, ставший первым экспонатом музея истории авиации.
Ту-154 — является одним из самых массовых реактивных пассажирских самолетов в истории отечественной гражданской авиации. Как сообщает пресс-служба аэропорта "Толмачево", новосибирские авиаторы приступили к освоению Ту-154 еще в 1974 году, первыми после московских коллег. К концу 70-х годов воздушные суда этого типа полностью заменили Ту-104, став основными на среднемагистральных направлениях. Парк "Толмачево" насчитывал к началу 90-х годов более тридцати "Туполей".
Ту-154 с регистрационным номером RA-85628 был передан аэропорту авиакомпанией S7 Airlines. В "Толмачево" был проведен комплекс работ по восстановлению самолета и оборудованию площадки. В ходе подготовки и установки экспоната было задействовано более десяти единиц техники и порядка 50 специалистов. Сейчас завершаются работы по благоустройству прилегающей территории. Торжественное открытие самолета-памятника запланировано на 12 июля.
Отныне "Толмачевский Туполь", как его ласково называют новосибирские авиаторы, будет встречать и провожать пассажиров и гостей Новосибирска.
Самолет Ту-154М RA-85628, ставший памятником, был выпущен в сентябре 1987 года на Куйбышевском авиационном заводе в Самаре. Первоначально эксплуатировался во Внуковском авиаотряде и имел номер СССР-85628. После разделения Аэрофлота на отдельные авиакомпании эксплуатировался в ОАО "Внуковские авиалинии", где получил в реестре номер RA-85628. После присоединения ОАО "Внуковские авиалинии" к ОАО "Авиакомпания "Сибирь" (2001-2002 годы) обслуживал маршруты компании вплоть до вывода самолетов типа Ту-154 из эксплуатации (октябрь 2008 года).
Во время прохождения второго капитального ремонта (2004 год) получил фирменную, на тот момент, раскраску "Сибири" — белый фюзеляж, сине-голубой киль и хвостовая часть фюзеляжа с надписью "СИБИРЬ". Ту-154 RA-85628 имел допуск к полетам в европейские страны и был оснащен системами предупреждения столкновений в воздухе и раннего предупреждения близости земли, кислородной системой для пассажиров. За время эксплуатации совершил более 12 тысяч полетов, проведя в воздухе около 35 тысяч часов.