В толще Мамонтовой горы, которая скрывает в себе вечную мерзлоту, сибирские ученые обнаружили бактерию Bacillius F, которая по характеристикам белков и некоторым другим факторам отстало от современных бактерий на три миллиона лет. Учитывая необычные условия обитания, ученые поразились жизнеспособности этой бактерии – она активируется и делится при температуре всего в +5 по Цельсию.
"Мы подумали: поскольку эти бактерии были найдены в вечной мерзлоте, где вполне успешно сохранились, возможно, у них есть механизмы сохранения жизнеспособности", — говорит старший научный сотрудник новосибирского Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН Надежда Миронова.
Мыши, которые получили прививку от старости, оказались во всех отношениях благополучнее: продолжительность жизни этих зверьков была больше. Исследователи пока не дают оптимистических прогнозов, но даже с осторожными оговорками следует признать этот результат впечатляющим.
Однако уже подтверждено, что инъекции Bacillius F благоприятно повлияли на некоторые показатели качества бытия у престарелых животных. В первую очередь, это касается иммунитета и скорости его активации. Известно, что в старости механизмы естественной защиты организма, заложенные в живые существа природой, практически не работают — но это, как выяснилось, не касается экспериментальной группы мышей, которым была введена бактерия из вечной мерзлоты.
Весьма любопытные результаты были получены и в отношении уровней нейромедиаторов в мозгу. В старости ослабляются сигналы между нейронными связями, и наступает то, что можно назвать деменцией: функции мозга угасают. Ученые исследовали зверьков, которые получали инъекции Bacillius F, и с помощью томографии выяснили, что их мозг не стареет.