аршрут с легендой: мотогонки по бездорожью прошли под Новосибирском
Судья машет синим флагом и мотоцикл с ревом прыгает вперед,
выбрасывая из-под колес комья влажной земли. Идет открытый чемпионат
Новосибирской области по мотоциклетному спорту кросс-кантри «Сибирский тракт». Мы
узнали, как проходят экстремальные гонки по лесам и болотам, зачем гонщики
читают книгу прямо на трассе и почему этот спорт набирает популярность.
Что такое гонки по легенде
Состязания мотоциклистов в Новосибирской области проводятся
второй год. На этот раз местом проведения гонок был выбран лесной массив вблизи
станции Шелковичиха. Базовый лагерь организаторы разбили прямо в лесу — мы
нашли его по вывешенным красным флагам вдоль еле заметной дороги в изумрудной
траве.
Организатор кросс-кантри Андрей Маслениковский говорит, что мысль
сделать в регионе гонки по пересеченной местности наподобие знаменитого ралли «Париж
— Дакар» посетила его после того, как один из новосибирских мотогонщиков своим
ходом съездил в Астрахань на похожие соревнования.
«Сибиряк поехал на турнир своим ходом. Это было неудобно и
дорого. Поэтому мы решили сами организовать гонки в таком формате. Федерация
мотоциклетного спорта поддержала инициативу. Для начала проконсультировались с
нашими знаменитыми гонщиками — Сергеем Карякиным и Кириллом Шубиным», —
рассказывает Маслениковский.
Профессиональные спортсмены подсказали, как готовить трассу,
составлять легенду и организовывать гонки. В итоге Маслениковскому удалось
собрать единомышленников. Подходящую для
гонок трассу изучали почти семь месяцев. Каждый поворот и ориентир отметили в специальной
«дорожной книге».
«Сначала подыскали подходящее место с помощью спутниковых
снимков. Затем начались полевые работы — составление трека в навигаторе,
написание легенды, которая подробно рисует трассу с помощью простых символов, —
говорит организатор — Всего для составления дорожной книги пришлось проехать по
трассе восемь раз».
Как попадают на гонки
Требования к маршруту просты — должно быть минимум населенных
пунктов и дорог с твердым покрытием, поскольку автомобили, скот и грибники
представляют реальную опасность для участников гонки. По словам
Маслениковского, первый вариант трассы пришлось менять, так как не нашлось
подходящей переправы через небольшую речку.
В итоге общая длина трассы составила 72 километра, на
протяжении которых есть мелкие ручьи, глубокая колея, грязь, болотца, ямы.
Максимально рекомендованная скорость на гонках — 40 километров в час. Здесь
побеждает не самый быстрый, а самый зоркий и внимательный — если гонщик
пропустит нужный поворот, то вернуться на трассу ему будет тяжело.
В соревнованиях участвуют только новосибирцы — в этом году собирался
приехать гонщик из Кемерова, но по дороге сломался, рассказывает Маслениковский.
Всего за победу борются 11 человек в трех зачетах — «Open» с мотоциклами эндуро
до 700 см3 и весом до 180 килограммов, «Турист» с мотоциклами эндуро от 700 см3
и весом свыше 180 килограммов, а также квадроциклы.
Попасть на кросс-кантри просто — достаточно иметь подходящий
мотоцикл, водительское удостоверение и защитную экипировку. Также обязателен полностью
заряженный сотовый телефон, приборы GPS-навигации, запас еды, питьевой воды,
работающий фонарик. Все это нелишнее, так как некоторые участники могут
провести на трассе 6-7 часов.
Гонки имеют официальный статус — они зарегистрированы в
ГИБДД и МЧС, на них присутствует медик. Маслениковский признается, что без
поддержки властей согласовать соревнования с местными сельсоветами было бы
невозможно — трасса проходит по 62 частным территориям, на каждый участок
требуется разрешение.
Зачем нужна дорожная книга
Главная «соль» гонки по пересеченной местности — дорожная
книга или roadbook. Для
победы нужно научиться читать и понимать дорожную книгу. Roadbook для мотоцикла напоминает древний
свиток — листы склеиваются в огромный рулон, который заряжен в специальный ящик
с прозрачным стеклом.
Профессиональные roadbook очень дорогие, поэтому участники гонки сами сделали
подходящие устройства по чертежам. С помощью валика гонщик листает книгу от секции
к секции. На каждой указывается расстояние до следующего участка, опасности и
приметы для облегчения ориентирования.
Во время прохождения
спецучастка у гонщика есть буквально пара секунд, чтобы «прочитать» дорожную
книгу, поэтому гонка начинается задолго до старта — участники изучают
местность, пролистывают карту и делают собственные пометки. Домашняя подготовка
может стать решающим фактором успеха.
Пока обитатели базового лагеря отдыхают, Маслениковскому
постоянно звонят судьи и участники — кто-то из гонщиков заблудился и не может
вернуться на трассу. Наконец, слышится рев мотора — на финише показывается
первый мотоциклист. Это стартовавший шестым Андрей Сачков на Kawasaki KLX.
На шлеме гонщика цветные наклейки — подтверждение того, что
он побывал на всех пунктах контроля прохождения. «Впечатления от гонки отличные,
— говорит улыбающийся Сачков. — Самым трудным было не расслабляться, ведь я
заранее готовился к гонке, отсмотрел всю трассу по карте».
В это время на финиш
приезжает второй участник. Его мотоцикл забрызган грязью — видно, что последние
километры дались ему нелегко. Альберт Комиссаров жалуется на то, что в дорожную
книгу закрались ошибки, а его roadbook
сломался. Несмотря на это, гонщик доволен — ему удалось показать неплохое
время.
Кстати, впервые в этом году в соревнованиях участвует
девушка. Маслениковский видит в этом возрастающую популярность кросс-кантри. «В
перспективе мы хотим выйти на Россию, практика показывает, что для этого нужно
время. Года через три планируем выйти на самоокупаемость», — делится он
планами.
Призеры чемпионата получают кубки и символические подарки от
спонсоров. Организаторы поздравляют гонщиков, однако заметно, что участники
приехали на соревнования за сильными эмоциями, а не призовыми.
Мотоциклисты
отдыхают после изматывающей гонки, а трассу скоро начнут готовить к новому
ралли — на этот раз автомобильному.
Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru, Федерация мотоциклетного спорта НСО