Местные сельские, несмотря на поддержку государства,
неуклонно теряют свою долю на рынке розничной торговли на фона растущего
господства крупных торговых сетей, говорится в исследовании Национального
рейтингового агентства (НРА),
Так, доля ярмарок упала до 7% по сравнению с 26,2% в 2000
году. Сельские рынки в ближайшие годы будут и дальше сокращать свою долю,
проигрывая прежде всего по цене. По оценкам экспертов, вариантов развития
событий всего два: либо фермеры найдут дорогу в сети, либо ярмарки исчезнут как
вид торговли, пишут «Известия».
Лидеры сегмента (например, «Магнит» и Х5 Retail Group, выручка
каждого составила 1 триллион рублей по итогам года) наращивают доли, отвоевывая
рынок у небольших региональных игроков, следует из данных НРА. По оценке
аналитического ресурса InfoLine, если в 2015 году на долю десяти крупнейших
ритейлеров приходилась четверть рынка (3,3 триллионов рублей), то по итогам
прошлого года их доля превысила уже 27% (3,8 триллионов рублей).
Наиболее яркими примерами ухода региональных сетей с рынка в
2016 году стали: закрытие кемеровской сети супермаркетов «Чибис» (существовала
с 1992 года, насчитывала около 160 магазинов в регионах Сибирского федерального
округа, Красноярском крае и в Хакасии) и продажа продовольственного бизнеса
финской Kesko (магазины под брендом K-Ruoka) торговой сети «Лента».
Сельские ярмарки исчезают еще более активно. Как указывает
НРА, на рынке продолжается тенденция сокращения доли продаж на рынках и
ярмарках, несмотря на меры правительства по поддержанию и развитию сельхозярмарок
с минимальными наценками. В структуре оборота розничной торговли за прошлый год
на долю ярмарок и рынков пришлось порядка 7,1% (в 2015-м — 7,9%). Для
сравнения: в 2000 году этот показатель составлял 26,2%.
Ярмарки проиграли в конкурентной борьбе, уверена сотрудник
кафедры маркетинга Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Юлия Сяглова. «На
самом деле, если мы проведем мониторинг цен, которые предлагают на этих
ярмарках, они намного выше, чем цены на аналогичные продукты питания и
потребительские товары, которые предлагают сети», — пояснила она.
Из-за дороговизны предлагаемых товаров ярмарки ориентированы
на потребителя со средним и выше среднего уровнем доходом, который скорее
воспользуется специализированными магазинами и продуктовыми бутиками, считают
эксперты. Кстати, доля последних также растет внушительными темпами, а сами они
теснят даже крупные сети.