|
|
|
ВСЕ НОВОСТИ
| ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
| ЭКОНОМИКА
| HI-TECH |
E-BUSINESS |
ПРОИСШЕСТВИЯ
| НОВОСИБИРСК
| ШОУ-БИЗНЕС |
Новости / Новосибирск / Видео: Как советский мент стал полицейскм: кино и реальность
Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru Как советский мент стал полицейскм: кино и реальностьОн был честным и доблестным в советские годы, превратился в оборотня в погонах в 90-е и стал разноплановым специалистом в настоящее время. Эксперты рассказали о том, как образ стража правопорядка менялся в кино и сериалах вместе с общественным настроением в стране. Долгие годы 10 ноября отмечался «День милиции».
После вступления в силу нового закона «О полиции» 1 марта 2011 года название
праздника изменилось, теперь это «День сотрудника органов внутренних
дел Российской Федерации». История этого праздника берет свое начало в 1715 году.
Именно тогда Петр I создал в России службу охраны общественного порядка и
назвал ее полицией, что в переводе с греческого означает «управление
государством». В 1917 году постановлением Народного комиссариата
внутренних дел РСФСР «для охраны революционного общественного порядка» была
создана рабочая милиция. Милиция бережетОдним из первых фильмов, где главным героем был милиционер, стала картина 1957 года «Улица полна неожиданностей». Актер Леонид Харитонов сыграл честного молодого человека, который после ошибки на службе стесняется рассказать любимой о своей профессии, но затем понял, что без милиции общество не справится с хулиганами и преступниками. Тем самым зрителям демонстрируется, что эта профессия необходима и престижна.По словам кинокритика Алексея Гулянина, в советское время образ
милиционера в кино подчинялся двум основным факторам. С одной стороны цензуру осуществляли чаще
всего редакторские отделы киностудий, куда поступали готовые сценарии для утверждения
проекта и где отсматривались готовые фильмы перед визированием проката. С другой — политические управления МВД, которые в обязательном порядке
предоставляли консультантов для фильмов о милиции и которые также должны были
дать свое добро. «Образ стража порядка менялся в соответствии с
изменением эстетики отечественного кино. Почему вплоть до конца 1950-х годов в
кино не было отрицательных милиционеров? Потому что в отечественном кино тогда
вообще не было отрицательных героев! Советское общество изображалось в кино как общность сугубо положительных личностей. Если же в нем появлялась личность
отрицательная, то она автоматически исключалась через отнесение её к враждебной
общности», — отметил кинокритик. Но, как прокомментировал политобозреватель Алексей Гриценко, образ
милиционера в советском кинематографе был довольно разноплановым. К примеру, сельский участковый Анискин («Анискин и Фантомас»)
— добрый и сильный пожилой человек, строгий к нарушителям закона в исполнении
обаятельного Михаила Жарова. Следователи-интеллектуалы Знаменский, Томин,
Кибрит (сериал «Следствие ведут Знатоки»), работающие в одной команде.
Романтичный актер любительского театра и жесткий, дотошный следователь
Подберезовиков (Олег Ефремов) в «Берегись автомобиля». «Список можно продолжать бесконечно, но основные черты
типажа советского милиционера я бы определил так: безусловные сила,
мужественность, обаяние и жизненная мудрость (у многих за плечами — война) у мужчин,
красота и ум — у женщин, беспрекословная верность долгу — у всех. Вокруг
профессий милиционера и следователя умело создавался романтический ореол, что
побуждало граждан и к законопослушности, и к вступлению в органы внутренних дел»,
— добавил Гриценко. Одной из самых ярких кинокартин о милиции советского времени
стала «Место встречи изменить нельзя», которая, как и многие на эту
тематику, основывалась на литературном материале. Главные герои Глеб Жеглов и Володя Шарапов — два разных
типажа милиционера. Жеглов выглядит более резким и готовым к репрессиям, хотя и
справедливым. Именно здесь были озвучены будущие «народные» ругательства в
адрес правоохранительных органов, например: «Не бери на понт, мусор!». В этом же фильме звучит редкий для того
времени спор о допустимых методах работы в органах. «Как говорил Станиславский: «играя положительного героя, ищи
отрицательные черты и наоборот». Всегда ищется баланс, чтобы образ был объемным.
Белый и пушистый милиционер не вызывает доверия. В Жеглове не сказать, что
сильно отрицательные черты характера, он человечным получался, что и надо было режиссеру
Станиславу Говорухину», — сказал киновед Андрей Малов. Нашествие оборотней«Если во времена "советов" образы чаще были
довольно вылизанные, немного картонные — слишком
правильные, натужно-вышколенные с небольшими очеловеченными отхождениями от
общего рисунка (в тех же знаменитых "Знатоках"), то чуть позже — в лихие 90-е работники органов на экранах чаще показывались не иначе
как члены бандитских группировок (те самые оборотни), либо
романтики, с таковыми воюющие», — отметила политтехнолог Алена Август. По мнению Малова, в 90-е годы кино способствовало формированию образа милиции в реальной жизни. Полное отрицание всех достижений советского времени привело к
очернительству, «киношники и милиция этим настроениям поддались и тоже стали плохими». Внешние факторы отчасти повлияли на внутренние. «Все менялось с белого на черное. Новые информационные и
моральные установки формировались, которые требовали посмотреть другим углом
зрения. Эта ниша была пустая, соревновались — кто более злого милиционера покажет. Ее
очень быстро наполнили, и в кино перестали ходить, так как одна отрицаловка, не
только про ментов», — сказал киновед. Так, например, в культовом для того времени сериале «Бригада» присутствует
герой Володя-опер, который на фоне живущего по понятиям бандита Саши Белого выглядит
настоящим оборотнем в погонах. По словам Гулянина, в то время в отечественном детективном
кино «работали» две сюжетные схемы. Первая пыталась привить к российской почве
традиции зарубежного, в основном американского, полицейского фильма: «хороший
полицейский» (как правило) — «плохой полицейский» (как исключение). Вторая — развить на новом уровне отечественные традиции
показа стражей порядка, по двум линиям: условно героической, идущей от
экранизаций Вайнеров и Юлиана Семенова, и условно юмористической от Виля
Липатова и его Анискина. «В целом вторая схема оказалась жизнеспособнее, показателем
чего стала удивительная жизнеспособность такого проекта (идущего от детективных
романов милиционера Андрея Кивинова), как "Улицы разбитых фонарей"
вкупе с его римейками, спин-оффами и клонами ("Убойная сила")», — считает Гулянин. Стали человечнее«В "Улицах разбитых фонарей" тогда еще "менты" крайне
неловко изображали из себя бандитов, больше были похожи на милых ботаников,
инженеров из разорившихся НИИ, только научившихся стрелять», — отметила политтехнолог Любовь
Якубовская. По ее словам, в этом сериале еще присутствует отсыл к советскому милиционеру, который
больше был похож на героя сказок. Когда
потерпевшая требует немедленных энергичных действий от сотрудников ОВД, звучит
реплика «кино насмотрелась». Якубовская добавила, что к чести современных
кинематографистов стоит отметить, что, несмотря на очевидный запрос на
конструирование положительного образа полицейского, они не стали выдумывать уж
совсем фантастического героя «без страха и упрека». «Взять, например, самый нашумевший сериал последнего времени
«Глухарь». Главный герой в нем в целом за всё хорошее и на стороне добрых
людей. Однако каждую серию мы можем наблюдать, как он с лёгкостью нарушает то
один, то другой закон, но всё это делается в интересах поимки более серьёзных
нарушителей», — отметила собеседница. Психотерапевт Дмитрий Гусев отметил, что если раньше образ
милиционера был близок к идеалу, герою, то
сейчас образ полицейского стал более приближен к реальности. «Он более приближен к человеческой ипостаси со
всеми недостатками и достоинствами. Героический эпос превратился просто в
работу. Непростую, но работу. Полицейский больше не воспринимается в массовом
сознании как защитник. Люди чаще сами противостоят "злодеям". Да и
злодеи поменялись. Стали экономическими большей частью», — сказал Гусев. В последние два года в телеэфире на разных каналах
сосуществуют такие разные полицейские как представители многосезонных «Ментовских
войн» на НТВ, и страж порядка нового типа из сериала «Полицейский на Рублевке».
Последний сериал рассказывает историю богатого парня, который после смерти
родителей ищет справедливости, но не очень уставными методами. Объединяет эти картины только одно, в этих сериалах
полицейские не показаны однозначно плохими или хорошими. По мнению Август, сейчас можно найти среди
киногероев-полицейских и тех же романтиков, и скучных служак, которые на работе
«от звонка до звонка», и оснащенных чудесами современной техники супер-сыскарей. «А также наше кино не чурается историй, ранее казавшихся невозможными — "Нюхач", "Метод", когда герои показывают свою психологическую изнанку, а сама работа в милиции-полиции служит лишь поводом для развития загадочных историй. Именно в эту сторону — сторителлинга, сериалов — в последнее время уходит кино "про ментов". Все это оказывает влияние на отношение людей к представителям профессии в жизни — их воспринимают как людей, а не только "носителей погонов"», — сказала эксперт.
Дата: 10.11.2016, 0:20, Источник: Схожие новости по теме: |
РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА
Далее: Карта раздела |
2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью Автор: Maksim Semeykin Дизайн: Master Daemon Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024 |
Страница создана за 0,0312 секунд
|
Сейчас: 22.11.2024, 10:27 |