Советский истребитель МиГ-17 стал первым серийным самолетом
СССР, который смог превысить скорость звука в горизонтальном полете — успешные
испытания прошли 6 февраля 1950 года. Разработанный ОКБ Микояна и Гуревича истребитель
сменил в войсках легендарный МиГ-15 и открыл эпоху сверхзвуковых истребителей.
Начало сверхзвуковой эре положил полет американского летчика-испытателя
Чака Йегера, который 14 октября 1947 года на экспериментальном самолете Bell
X-1 с ракетным двигателем XLR-11 достиг сверхзвуковой скорости в управляемом
полете, разогнавшись до 1195 километров в час.
Самый быстрый МиГ
В конце 1940-х годов перед советскими авиаконструкторами
встала задача дальнейшего увеличения скорости истребителей — этого требовал
боевой опыт, полученный в ходе воздушных схваток в Корее. Тогда МиГ-15 впервые
столкнулись в новейшими F-86. Вскоре стало ясно, что советской машине нужна
модернизация для сохранения превосходства над противником.
МиГ-17 получил новое крыло стреловидностью 45 градусов и
несколько менее значительных конструктивных изменений. Гонка за скоростью
привела к тому, что истребитель получил более мощный двигатель ВК-1Ф,
оснащенный форсажной камерой. Также была доработана топливная система.
Полеты на опытной машине показали, что МиГ-17 на 18%
превысил скорость звука. Государственные испытания продолжались до середины
1951 года. Благодаря использованию форсажа значительно увеличилась скороподъемность
и существенно расширились возможности вертикального маневра в воздушном бою.
Фото: euthman / Attribution-ShareAlike License
При этом полеты на сверхзвуковой скорости показали, что в
целом планер МиГ-17 не был приспособлен к таким перегрузкам. Оказалось, что
полет на сверхзвуковой скорости протекает в условиях иной аэродинамики,
поскольку при достижении воздушным судном скорости звука качественно меняется
аэродинамика обтекания.
Для выполнения маневрирования на сверхзвуковой скорости оказалось
необходимо применение дополнительных средств в управлении. Окончательно решить
эти проблемы конструкторам удалось только при создании истребителя МиГ-19,
поэтому «семнадцатый» для боевых полетов считался околозвуковым — его
крейсерская скорость составляла 861 километров в час.
Советское превосходство
МиГ-17 пошел в серию в конце 1951 года и выпускался до 1968
года. Он стал одним из самых массовых реактивных истребителей в мире — всего
было выпущено около 11 тысяч таких машин. В свое время он состоял на вооружении
более 40 стран, включая Германию, Китая, Польшу, Чехословакию.
Первое боевое применение МиГ-17 состоялось 29 июля 1953 года
— советские летчики сбили над территорией СССР американский самолет-разведчик
RB-50. Из 17 человек, находившихся на борту, выжил только один. При этом один
из истребителей получил повреждения в результате оборонительного огня RB-50.
Наиболее серьезное испытание МиГ-17 прошел в боях в Северном
Вьетнаме, советский истребитель прекрасно показал себя в схватках с F-105. За
все годы войны северовьетнамские МиГ-17 совершили около 2000 боевых вылетов. В
воздушных боях было сбито 143 вражеских летательных аппарата, при этом своих
было потеряно всего 75 штук.
Фото: TrainFramePhoto / Attribution License
Кроме схваток с американскими истребителями и
бомбардировщиками, МиГ-17 продемонстрировал свои возможности в качестве
штурмовика. Например, 19 апреля 1972 года пара МиГ-17 ДРВ совершила налет на
американский флот. Один из эсминцев получил прямое попадание бомбы в орудийную
установку, которая была полностью разрушена.
В СССР постепенный вывод из эксплуатации МиГ-17 начался в 70-х
годах. Списанные самолеты со снятым вооружением передавались в учебные центры
ДОСААФ. Однако в других государствах МиГ-17 служили намного дольше. Сейчас единственной
страной, которая имеет МиГ-17 на вооружении, остается КНДР.