Знаменитому новосибирскому летчику-истребителю Александру
Покрышкину 6 марта 2018 года исполняется 105 лет со дня рождения. За время
войны летчик-ас провел 650 вылетов, 156 воздушных боев, лично сбил 59 самолетов
и шесть в группе, став вторым по результативности среди летчиков стран
антигитлеровской коалиции.
Однако немногие знают, что 48 самолетов противника Покрышкин
сбил, летая на американском истребителе Bell P-39 «Airacobra». Почему трижды
Герой Советского Союза до конца войны не хотел пересаживаться на советские
самолеты и как истребитель США стал одним из символов господства в небе
советских летчиков?
От МиГ до ленд-лиза
Покрышкин начинал воевать на истребителе МиГ-3 — этот
истребитель считался очень сложным в пилотировании. Именно на нем советский ас
сбил свой первый самолет — им оказался отечественный бомбардировщик Су-2. Сказалось
то, что советских летчиков не успели познакомить с новыми моделями и Покрышкин
не разглядел звезды на крыльях самолета.
Через несколько дней будущий ас одержал свою победу над
немецким истребителем, сбив Bf-109Е. Всего за 1941 год Покрышкин сбил два
немецких самолета лично и один — в группе. После тяжелых сражений 55
истребительный авиаполк, в котором воевал сибиряк, вывели на переформирование —
он получил новые истребители Як-1.
На фронт полк был переброшен в июне 1942 года. На Як-1
Покрышкин летал шесть месяцев и одержал семь побед, среди сбитых им самолетов
было четыре Bf-109 и два Ju-88. Весной 1943 года полк получил очередные новые
машины, на этот раз американские истребители P-39 «Airacobra». Именно на этом
самолете Покрышкин показал феноменальную результативность.
Во время первого же своего вылета на новом самолете с
бортовым номером «100» 9 апреля 1943 года Покрышкин сбил Bf-109. Только за
апрель он сбил 10 немецких самолетов. После этого сибиряк получил свое первое звание
Героя Советского Союза. За май 1943 года он сбил 12 самолетов, уже через три
месяца Покрышкин получает вторую Звезду Героя.
Именно 1943 год стал «звездным часом» Покрышкина — он сбил
лично 38 вражеских самолетов врага. Всего на его боевом счету на тот момент
было 53 победы в воздушных сражениях и 550 боевых вылетов. С января 1944 года полк
Покрышкина находился на переформировании и вернулся на фронт только в мае.
19 августа 1944, после 550 боевых вылетов и 53 официальных
побед, Покрышкин был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий
раз. Он стал первым трижды Героем Советского Союза в стране. С этого времени в
карьере летчика наступает перелом — советское руководство фактически запрещает ему
регулярно летать, опасаясь потерять живой символ.
За что полюбили «Кобру»
Покрышкин называл P-39 «Airacobra» своим любимым
истребителем. В своих воспоминаниях он писал, что самолет сразу понравился ему
своими формами и мощным вооружением. На P-39 стояла 37-мм пушка и сразу четыре
пулемета, что давало американскому истребителю уникальную огневую мощь.
Примечательно, что именно P-39 стал основным истребителем,
который СССР получал по ленд-лизу. Всего СССР получил 4952 истребителя из 9584
произведенных машин. Конструкция самолета была достаточно необычной — двигатель
находился за кабиной летчика. За счет этого истребитель получился очень
маневренным, совершая полный разворот всего за 19 секунд.
- P-39 «Airacobra» развивал скорость на уровне 605 километров
в час на высоте в 4200 метров и 531 километров в час у земли. Самолет мог
находиться в воздухе более 3,5 часов, его радиус действия составлял около 1000
километров. Практический потолок составлял 10 670 метров.
Благодаря расположению двигателю летчик получал отличный
обзор из кабины, которая к тому же была смещена к носу. После советских
истребителей летчики удивлялись небывалому комфорту в полете — ведь на Як-1 через
несколько минут после взлета из-за расположения двигателя температура в кабине
нередко достигала 50-60 градусов тепла.
Пилотам также нравилась живучесть «Кобры» — на ней бронировалась
кабина пилота, кислородные баллоны и мотор. Летчик был надежно защищен спереди
и сзади. Дополнительную защиту летчику обеспечил двигатель за спиной. Нелишним
будет напомнить, что во время войны именно в результате атак сзади было сбито
большинство самолетов.
Так как центр тяжести оказался посередине P-39, конструкторы
сумели установить шасси в носовой части. За счет этого резко снизились
опасность капотирования при посадке, что было самой частой аварией самолетов
того времени. Самолет при рулежке не задирал нос, давая пилоту хороший обзор,
что уменьшало вероятность столкновений.
Впрочем, недостатки у P-39 тоже были, главным из которых
являлась повышенная угроза вхождения в штопор. Ошибка в пилотировании могла
стоить летчику жизни. Кроме этого, пушка «Кобры» имела низкую скорострельность
— всего три выстрела в секунду, а боезапас к ней составлял 30 снарядов.
Практически все советские асы к окончанию войны летали
на P-39 — кроме Покрышкина, на этом самолете воевали Амет-Хан Султан, Речкалов,
Гулаев, Фадеев, Кутахов. Несмотря на появление к этому времени более мощных
советских машин, пилоты предпочитали сохранять верность американскому
истребителю, что стало главным примером признания его великолепных качеств.