Житель Улан-Удэ Дмитрий Багадаев расшифровал таинственные надписи и рисунки на древнем камне, который передавался в его семье из поколения в поколение. Оказалось, на камне изображена карта. Проехав более 500 километров по этой карте, Дмитрий Багадаев нашел захоронение монгольских ханов. По его мнению, одна из могил принадлежит самому Чингисхану, пишет smartnews.ru.
Священный камень обо — плоский кусок гранита полуметровой высоты — достался жителю Бурятии Дмитрию Багадаеву от деда. Тот завещал беречь семейную реликвию.
— Моего дедушку Прокопия в деревне звали Обоха, то есть «хранитель обо». Он был очень уважаемым человеком. Дед Прокопий и еще несколько жителей деревни каждый год уходили в тайгу, на священное место, и там молились. Вроде бы была там какая-то могила. Перед смертью дед Прокопий оставил мне священный камень, но ничего про него не объяснил. Сказал только, что когда-нибудь я за него большие деньги получу. Я только посмеялся, — владелец камня рассказал Дмитрий Багадаев.
Несколько лет назад Дмитрий Багадаев решил выяснить, что же все-таки изображено на камне. Перенес рисунки на бумагу и показал ученым. Оказалось, на гранитной поверхности соседствуют знаки, принадлежащие к трем разным культурам. Один из них — китайский иероглиф, означающий «большой, могучий». Второй — арийский крест, символ неба. Третий больше всего напоминает древнеегипетский иероглиф, обозначающий быка или оленя. В итоге получается «большой небесный олень». Небесный олень или лось — главное божество тенгрианских религий, которые исповедовали предки современных монголов, бурят и якутов.
— Мы не так уж много знаем о тенгрианстве. Лев Николаевич Гумилев считал культ неба — Тенгри — общим для всех народов Центральной Азии, чем-то вроде индоевропейской прарелигии. В шаманских культах главное божество, олицетворяющее Небо-Тенгри, — это небесный олень или лось, — говорит культуролог Игорь Александров.
Это позволяет предположить, что кусок светлого гранита, доставшийся Дмитрию Багадаеву в наследство от деда, является осколком так называемого оленного камня. Оленные камни — это плоские гранитные плиты, которые ставили вокруг курганов, где кочевники хоронили своих ханов. Свое название они получили из-за того, что на них всегда присутствует изображение оленя.
Рисунки на камне оказались картой. Дмитрий Багадаев узнал на ней окрестности райцентра Оса Иркутской области. В Осинском районе жил его дед. Проехав более 500 километров, он нашел в тайге старинное захоронение. По его мнению, оно принадлежит монгольским ханам. На север от скалы Багаев нашел огромную воронку. Вокруг было разбросано множество камней, подобных тому, что достался ему от деда. А еще в паре сотен метров обнаружился курган — и снова камни с какими-то символами. Один кусок гранита Дмитрий Данилович привез в Улан-Удэ и показал историкам из Бурятского научного центра. Они не смогли сказать по поводу находки ничего определенного. Чтобы установить происхождение странных камней, нужно произвести раскопки. А приоритет здесь у иркутских археологов, поскольку находится курган на территории Иркутской области. На камне, который он нашел возле воронки, сохранились надписи на старомонгольском языке. В частности, историкам удалось прочесть имя Чингис.
Ученые пока относятся к подобной идее скептически. Хотя не отрицают, что находка Дмитрия Багадаева нуждается в серьезном изучении.
— Все это, конечно, попахивает дешевой сенсацией. Могилу Чингисхана ищут на своей территории и монголы, и тувинцы, и китайцы, — считает культуролог Игорь Александров, — Где на самом деле она находится, никто не знает. Перед смертью хан распорядился, чтобы место его захоронения стало тайной. Но даже если найденные жителем Бурятии погребения не имеют отношения к Чингисхану, все равно это очень ценная находка, которая многое может рассказать о культуре кочевников Центральной Азии.