ГИБДД внесла изменения в экзаменационные билеты для будущих
водителей, ранее «правильные» ответы на некоторые вопросы по оказанию первой
помощи пострадавшим противоречили памяткам МЧС и рекомендациям медиков.
Межрегиональная ассоциация автошкол (МААШ) в обращении в
ГИБДД России в начале года информировала о «нарушении прав и законных
интересов» граждан. В частности, рекомендации в билетах, затрагивающие тему
оказания медпомощи пострадавшим в авариях, противоречат официальным памяткам
МЧС России, пишет «КоммерсантЪ».
«Доходило до того, что преподаватели говорили абитуриентам,
какие ответы нужно давать на экзамене, чтобы получить оценку "экзамен
сдан", но предупреждали, что в реальной жизни нужно пользоваться
совершенно иными методиками. Это путало начинающих водителей. Память — штука
коварная: кто знает, что человек вспомнит в стрессовой ситуации. Мы поэтому и
забили тревогу», — прокомментировала президент МААШ Татьяна Шутылева.
В одном из вопросов кандидата в водители спрашивали, как
оказывать первую помощь пострадавшему при открытом переломе конечностей,
сопровождающемся артериальным кровотечением. Предлагались три варианта ответа,
включая «правильный» — «с наложения жгута выше раны на месте перелома». В действительности
наложение жгута на место перелома может только «усугубить страдания
пострадавшего или стать причиной дополнительных повреждений», при этом многое
зависит, откуда идет кровь, это может быть, к примеру, лучевая артерия на
уровне запястья или артерия тыла стопы. ГИБДД с этим согласилась и убрала этот
вопрос, заменив его другим — про методы оказания первой помощи при «отморожении
и переохлаждении».
Другую ошибку нашли в вопросе, как определить наличие пульса
на сонной артерии пострадавшего. Предлагалось три варианта ответа, включая
«правильный» — «три пальца руки располагают с правой или левой стороны шеи на
уровне щитовидного хряща гортани (кадыка) и осторожно продвигают вглубь шеи
между щитовидным хрящом и ближайшей к хрящу мышцей». В МААШ обратили внимание,
что водители, не являющиеся профессиональными медиками, не могут достоверно
определить признаки жизни пострадавшего по проверке пульса, поэтому нужно
спрашивать будущих водителей о том, как проверять дыхание.
Изменения также внесены в вопросы о том, как извлечь
инородное тело из дыхательных путей пострадавшего, в каких случаях нужно
извлекать пострадавшего из салона автомобиля, какую помощь нужно оказывать при
признаках термического ожога, как правильно располагать руки при
сердечно-легочной реанимации.
Новые экзаменационные билеты для категорий «А», «B», «М» и
подкатегорий «А1» и «B1» опубликованы на сайте ГИБДД России.