В российский прокат выходит главный фантастический фильм года от режиссера «Убийцы» и «Пленницы». Научная фантастика «Прибытие» с Эми Адамс о контакте землян с пришельцами оказывается в результате одним из главных фильмов года, который уже сейчас можно смело записывать в киноклассику ХХI века.
Фантастика снова в моде
Картина начинается с того, что однажды в 12 точках по всему миру приземляются пришельцы. Они выходят на контакт с людьми, но язык «гостей» не могут понять самые лучшие умы планеты. Тогда полковник американской армии приходит за помощью к известному ученому-лингвисту Луизе с просьбой расшифровать сложный и непонятный язык пришельцев, похожих на гигантских осьминогов и пауков. В паре с доктором физики Доннелом главная героиня должна найти способ коммуникации с инопланетянами, заодно узнав кое-что о самой себе.
Научная фантастика снова в моде. Причем исследовать самые дальние глубины нашей Галактики берутся не самые последние режиссеры Голливуда: от Альфонсо Куарона и Кристофера Нолана с их «Гравитацией» и «Интерстелларом», до «Марсианина» Ридли Скотта. «Прибытие» канадского постановщика Дени Вильнева — главный бриллиант этой коллекции, отсылающий зрителей к лучшим образцам классической научной фантастики: «Солярису» Андрея Тарковского и «Космической Одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика.
Дени Вильнев — один из самых успешных и интересных режиссеров современности. После своей работы в Канаде, где наиболее яркой картиной стала драма «Пожары», он уехал в США. Там несколько картин получили небывалую любовь у публики, а самого постановщика стали всерьез сравнивать с лучшими из лучших. И было за что. В детективе «Пленница», например, было много отсылок к Дэвиду Финчеру. В самой странной в фильмографии постановщика картине «Враг» можно заметить влияние Дэвида Линча, а драму о мексиканском наркокартеле «Убийца» многие по значимости и силе воздействия сравнивают с «Апокалипсисом сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы.
При этом во всех фильмах Вильнева четко прослеживался авторский почерк режиссера: медитативное кино, словно медленный стриптиз, который погружает тебя в атмосферу происходящего и предлагает посмотреть на все со стороны. Этому помогает гипнотизирующая музыка: исландский композитор Юханн Юханссонн снова работает с Вильневым в «Прибытии».
Медленные панорамы корабля пришельцев в тумане камеры Брэдфорда Янга (верный соратник режиссера оператор Роджер Диккенс не смог принять участие в проекте), невероятно красивый дизайн языка пришельцев Патриса Верметта, а также виртуозная работа звукооператоров делают из «Прибытия» один из главных научно-фантастических фильмов в истории кино.
Диалог с собой
Это удивительная картина небывалого размаха и красоты, способная стать откровением даже для не самого искушенного зрителя. Это сложная, неторопливая и одновременно увлекательная история о контакте с внеземной цивилизацией и исследовании природы человека. В основе сюжета рассказ «История твоей жизни» этнического китайца Теда Чана, который в последние годы превратился в одного из главных американских фантастов.
Самое главное, что все действие «Прибытия» происходит не в далекой-далекой Галактике, а на Земле. А если быть еще более конкретным, то внутри одного из кораблей пришельцев и в голове главной героини, куда добрался внеземной разум, чтобы оставить человека наедине со своими чувствами, мыслями и воспоминаниями.
Рассказывать о фильме без того, чтобы не раскрыть детали сюжета, довольно сложно. Не будем лишать зрителей в удовольствии самим найти разгадки. В фильме мало экшена, но много рефлексии, а просмотр потребует не просто анализа и понимания сюжета, но и эмоциональной вовлеченности. Картина заставляет вести каждого из нас внутренний диалог. В конце концов это кино про коммуникацию и способ познания нашего мира через культуры языка. Вероятнее всего, лингвисты будут влюблены в этот фильм.
При этом сам Вильнев в интервью заявлял, что снимал картину о смерти. Не случайно туннель в космическом корабле пришельцев со светом в конце напоминает врата Рая, а разговоры главной героини с инопланетянами – практически беседа с Богом. Вильнев виртуозно, как в предыдущих своих фильмах, расставил множество ключей по всему древу повествования, заставляя зрителей погружаться в сюжет и рефлексировать.
Кстати, в «Прибытии» один из кораблей загадочной внеземной цивилизации приземляется в Сибири в районе Новосибирска. Интересно, как бы в такой ситуации российские военные обратились за помощью к новосибирским лингвистам, и что бы из этого получилось.
Сейчас Дени Вильнев вовсю продолжает работать в жанре фантастики и занят продолжением «Бегущего по лезвию», выход которого запланирован на октябрь следующего года. Помогают канадскому постановщику в этом сам сэр Ридли Скотт, а также актеры Харрисон Форд, Райан Гослинг и Джаред Лето. «Прибытие» же, кажется, навсегда вписал имя Дениса Вильнева в список великих.
СМОТРЕТЬ В КИНОТЕАТРАХ НОВОСИБИРСКА>>