Ограничение розничной продажи алкоголя в ПЭТ-таре объемом более 1,5
литра вступило в силу в субботу 1 июля. Нарушение новых правил влечет серьёзные штрафы. Продавцы ожидают, что
изменения в законодательстве может спровоцировать большие очереди в магазинах
разливных напитков, а производители ПЭТ-тары уже подсчитывают издержки.
Законопроект внесли на рассмотрение в Государственной думе
еще в 2014 году. Поправки вступили в силу поэтапно, 1 января ввели запрет на
производство алкогольной продукции в таре объёмом более 1,5 литров. Крупные
пивоварни готовились к этому заранее и уже в третьем квартале 2016 года назад
начали снижать объемы производства напитков в «двушках» и «трёшках».
Чем грозит для
производителей?
В начале года в магазинах все еще оставались старые партии
пива в больших бутылках, но, тем не менее, рынок пивного производства в первые
три месяца 2017 года показал падение на 4%. Эксперты прогнозируют, что в
дальнейшем снижение объема производства может достичь и 10%.
«Установленный законом предельный объем потребительской
пластиковой упаковки в 1,5 литра является единственно приемлемым для выживания
отрасли. Это ограничение жесткое, но все же позволяет производителям пива и
смежным отраслям постепенно адаптировать производственные процессы к новым
требованиям», — отметила управляющий по работе с органами госвласти и
корпоративным отношениям компании «Балтика» Ольга Егорова.
Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru |
Купить иллюстрацию
Ещё более ощутимым новое законодательство станет для
производителей ПЭТ-тары, ведь производственные силы теперь придётся
перенаправить на то, чтобы выпускать больше «полторашек».
«Основная масса наших клиентов — продавцы разливного пива. Заказов
у нас не уменьшится, наоборот, придётся делать в два раза больше бутылок. Если
раньше выпускали одну "трёшку", то теперь придётся делать две по 1,5 литра. Наши
сотрудники и так загружены работой, так что нужно будет расширять штат», —
объяснил специалист по работе с клиентами компании «Пэтмен» Евгений Николенко.
Чем грозит для
продавцов?
Те, кого закон непосредственно коснется, прогнозируют
несколько вариантов развития событий. Во-первых, в магазинах по продаже пива на
розлив могут образоваться большие очереди: налить в одну «трёшку» быстрее, чем
в две «полторашки».
«Увеличится время розлива. Вот, например, вчера у меня
заказали 150 литров пива для пикника. По новым правилам этот объем напитка я
должен буду разлить по сотне 1,5-литровых бутылок. На это может уйти полдня»,
— сказал владелец магазина Beer Box
Александр Манушин.
Второй сценарий заключается в том, что потребители придумают,
как обойти закон. Тот же объем напитка, но в двух упаковках выйдет дороже.
Нельзя сказать, что это сильно ударит по карману. Но в условиях снижения
реальных доходов населения покупатели, возможно, будут не против сэкономить, и
начнут ходить в «пивнушки» со своей тарой.
«У законодателей в Москве нет в голове такого понятия как
рынок разливного пива, это чисто сибирское явление. Депутатам и в голову не
приходит, в чём люди понесут пиво домой. Поэтому человек может прийти в магазин
со своим бидоном или трёхлитровой стеклянной банкой, которая ПЭТ-тарой не является»,
— отметил Николенко.
Пойдут ли на это продавцы, пока сказать сложно, ведь
рисковать никому не хочется, так как нарушение данного закона грозит
административной ответственностью и штрафом до 200 тысяч рублей с конфискацией
предметов правонарушения.
Пить меньше не
станут?
Инициатива депутатов изначально исходила из заботы о
здоровье граждан. «Законодатели пытаются сократить потребление пива. Производители
гонят в больших объемах, и здравый смысл подталкивает к тому, чтобы предупреждать
людей о последствиях чрезмерного употребления пива», — объяснил целесообразность поправок депутат
городского совета Новосибирска Николай Тямин.
В то же время, парламентарий сам с трудом верит в то, что
поправки способны серьёзно снизить спрос на пиво. «У нас на любой запрет
моментально придумывают способ его обойти. Так что смысла в этих ограничениях особо
никакого. К тому же, кто будет контролировать исполнение закона? Во всех
структурах идут сокращения», — добавил Тямин.
Однако наркологи одобряют изменения в законе, более того, считают,
что ограничения нужно сделать еще более жесткими.
«Если вы посмотрите зарубежные
фильмы, то там никто не пьет пиво из больших бутылок, везде только алюминиевые
банки и маленькие бутылки. Вот так же должно быть и у нас, чтобы снизить
последствия употребления алкоголя. Я вообще сторонник того, чтобы пиво
продавалось в упаковке не более 0,5 литра», — прокомментировал главный
нарколог Новосибирской области Равиль Теркулов.
Кстати, такое предложение рассматривалось депутатами на
первоначальном этапе. Но от идеи отказались — тогда пришлось бы подписать смертный
приговор всей отрасли. Продавцы разливного пива сомневаются, что новые ограничения
хоть как-то повлияют на спрос.
«Меньше покупать не будут. Скорее даже наоборот. Вот
представим, человек хотел купить два литра пива. Но теперь он уже не сможет
этого сделать, и он купит "полторашку" и литр. В итоге он выпьет даже больше»,
— считает директор магазина Манушин. Закуски к пиву: соль — враг сердца и гурманов
Таким образом целесообразность принятых поправок для многих
остаётся под вопросом. Правда, ещё одним аргументом в пользу нового законодательства
стало то, что ПЭТ-тара вредна для продукции и не экологична. Однако запрет не
коснулся пластиковых кег, которые используют для транспортировки пива. Кроме
этого, в бутылках из того же сырья продаются молоко, вода, лимонады и соки.
«Безвредность ПЭТ подтвердил институт технологий и упаковки
Fraunhofer (Германия). За 40 лет использования этой тары не было обнаружено ни
одного вредного воздействия. При этом ПЭТ-упаковка перерабатывается на 100% с
безграничными возможностями перевоплощения. Плюс это ударостойкая тара, которую
можно легко перевозить и хранить», — добавила представитель компании «Балтика»
Ольга Егорова.