«Время первых»: как советские герои утерли нос США
«Время
первых», большой фильм о великом подвиге, добрался до российских экранов.
Масштабная картина от продюсера Тимура Бекмамбетова и режиссера Дмитрия
Киселева («Ёлки», «Черная Молния») выполнена на безупречном техническом уровне,
напоминая лучшие работы Кристофера Нолана.
1960-е
годы. Холодная война. Главные герои ленты, космонавт Алексей Леонов (Евгений
Миронов) и летчик Павел Беляев (Константин Хабенский) собираются первыми в
истории совершить выход в космическое пространство, подтвердив первенство СССР
в космической гонке. Но полет на «Восходе-2» становится самым опасным путешествием
в их жизни.
Гравитация
по-русски
Космическая
драма «Время первых» в 2015 году получила финансовую помощь Фонда кино на
безвозвратной и возвратной основах, а премьера первоначально планировалась на
весну 2016 года. Но режиссер Юрий Быков был отстранен от съемок и его место
занял режиссер «Ёлок» Дмитрий Киселев.
Незадолго
до премьеры картина «Время первых» оказалась в центре небольшого скандала.
Министр культуры РФ Дмитрий Мединский в начале года официально заявил, что
никакие «Три икса 29» не должны препятствовать выходу отечественных лент и
занимать светлую дату 12 апреля.
Затем
Министерство культуры решило сдвинуть премьеру фильма «Форсаж 8» на неделю, чтобы
избежать конкуренции с отечественной лентой Дмитрия Киселева. В итоге на
совещании Минкульта было принято решение оставить выход «Форсажа» на 13 апреля,
но «Время первых» получило максимальное количество сеансов.
За
качество картины Дмитрия Киселева, несмотря на небольшой скандал, можно не
беспокоиться. Отечественная лента с первых кадров радует красочной картинкой и
по уровню исполнения может конкурировать как с «Гравитацией» Альфонсо Куарона,
так и с технической частью фильмов Кристофера Нолана.
В
первую треть фильма зрителей ждет неожиданный флешбэк о детстве героя Леонова,
выполненный в сюрреалистическом стиле. Затем на экране разворачивается
производственная драма о земных буднях и подготовки к полету Леонова и Беляева
с отличной театральной игрой Миронова и Хабенского.
Второй
час ленты, напряженный, словно натянутая тетива, рассказывает довольно жуткую и
неуютную историю выживания Леонова и Беляева на земной орбите. Камерное
повествование передает весь страх героев перед неизведанной космической
бездной, где каждый неверный шаг может стоить жизни.
Памятник
эпохе
Картина
Дмитрия Киселева не станет первой в своем роде. До нее уже была более
насыщенная и дорогая «Гравитация» Альфонсо Куарона. Режиссер в совершенстве
отточил каждую деталь отечественной драмы, но картину все же можно упрекнуть в
длинном хронометраже с концовкой, как в «Возвращении Короля».
«Время
первых» — в первую очередь грамотная реконструкция героических событий. В
нескольких сценах появится генсек Брежнев, а зрители увидят, как конструкторы
во главе с Королевым с тревожными лицами следят за напряженными «приключениями»
двух советских супергероев на просторах глубокого космоса.
Саундтрек
«Времени первых» по-хорошему схож с музыкой Ханса Циммера, написанной им для
фильмов Нолана. Визуальная часть — это достойный российский ответ фильму
«Гравитация» с красивыми панорамами Земли. А детали космического шлюза, приборы
и скафандры с уважением реконструируют советскую эпоху.
В
актёрском ансамбле помимо Миронова и Хабенского засветились Владимир Ильин в
роли Королева, Анатолий Котенёв (Каманин), Александра Урсуляк, Елена Панова,
Александр Новин, Валерий Гришко (Брежнев). Актеры убедительны в кадре, а лента
Дмитрия Киселева похожа на лучшие российские документальные фильмы о покорении
космоса.
«Время
первых» имеет все шансы, чтобы стать одним из самых главных российских фильмов
года. Внимательный к мелочам, масштабный и идеально выверенный, фильм Дмитрия
Киселева, хоть и лишенный авторского стиля, скорее памятник космической
советской программе и её героям первооткрывателям, нежели «прогулка» только
ради приключений.