Межгосударственный авиационный комитет расшифровал данные бортового
параметрического самописца самолета Ан-148 и составил посекундную хронологию
крушения лайнера, также специалисты ведомства предположили, что решающим
фактором катастрофы стало обледенение датчика скорости.
«Предварительный анализ зарегистрированной параметрической
информации показал, что в ходе всего полета, закончившегося авиационным
происшествием, обогрев всех трех приемников полного давления (ППД) находился в
выключенном состоянии. Во всех остальных полетах, имеющихся на самописце (еще
15 полетов), обогрев ППД включался перед взлетом на исполнительном старте», —
говорится в отчете.
Самолет Ан-148-100В RA-61704 начал взлет в 11.21 (время UTC).
После отрыва на высоте 130-150 метров (здесь и далее высота от уровня ВПП) был
включен автопилот. В продольном канале автопилота выполнялся режим выхода на
заданную высоту, в боковом — горизонтальной навигации. На высоте 550 метров
была завершена уборка закрылков.
Особая ситуация начала развиваться примерно через 2,5 минуты
после отрыва на высоте около 1,3 тысячи метров и приборной скорости 465-470 километров
в час, когда стали появляться расхождения в показаниях скорости от МВП1 (модуль
воздушных параметров) (ППД1) левого летчика и МВП3 (ППД3, резервный). Самописец
не регистрирует значения скорости от МВП2 (ППД2) правого летчика.
Через 25 секунд расхождения в данных достигли примерно 30
километров в час, и экипаж получил команду «Сравни». Примерно через 50 секунд,
на высоте около 2 тысяч метров, эта команда повторилась, причем скорость от
МВП3 была больше и продолжала расти, а скорость от МВП1 продолжала падать.
Полет в ручном режиме
После этого экипаж отключил автопилот. Показания скорости от
МВП1 продолжали падать и через 34 секунды после отключения автопилота стали
равны 0. При этом показания скорости от МВП3 составляли 540-560 километров в
час. Примерно 50 секунд после отключения автопилота полет проходил на высоте 1,7-1,9
тысячи метров с изменениями вертикальной перегрузки в пределах от 1.5 до 0.5 g.
«После этого, при сохранении значений скорости от МВП1 0 километра
в час, начали интенсивно падать значения скорости от МВП3 (до 200 километров в
час и ниже). В дальнейшем самолет был переведен в интенсивное снижение с углами
тангажа на пикирование 30-35 градусов и вертикальной перегрузкой до 0 g», — указано
в документе.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Столкновение с землей произошло около 11.27.05. Перед
столкновением с землей показания скорости от МВП3 начали интенсивно расти и к
моменту столкновения составили около 800 километров в час. Показания скорости
от МВП1 продолжали быть равными 0. Ан-148 вошел в землю под углом в 30
градусов.
Специалисты после предварительного анализа предположили, что
фактором развития особой ситуации в полёте могли стать неверные данные о
скорости полёта на индикаторах пилотов, что, в свою очередь, видимо, было
связано с обледенением ППД при выключенном состоянии систем их обогрева.