Российски
власти планируют изменить правила
проверки водителей на состояние
опьянения, в том числе ужесточить
ответственность для граждан, отказывающихся
от этой процедуры.
Поручение
изменить законодательство дал первый
вице-премьер Игорь Шувалов. Поводом
послужила поднятая МВД проблема: растет
число граждан, отказывающихся дышать
в алкотестер или ехать на освидетельствование
к наркологу, пишет «Коммерсантъ».
Эту
проблему во вторник рамках парламентских
слушаний, посвященных ситуации с
безопасностью движения, первый замглавы
МВД Александр Горовой. «В основе этого,
как ни странно, лежат экономические
причины»,— пояснил Александр Горовой.
Из-за сокращения медицинских учреждений,
«особенно муниципального уровня с
действующими лицензиями», рассказал
он, инспекторы не могут оперативно
доставлять нарушителей к врачу.
По
правилам подозреваемый в пьяной езде
водитель сначала «продувается» на
алкотестере гаишника, затем, при любых
сомнениях в результате — направляется
к врачу. На данный момент, пояснил
Александр Горовой, наряды ДПС снабжены
топливом и ГСМ всего на 35% от норматива.
«Инспектор заинтересован, чтобы ему не
везти правонарушителя за 60 км в ближайший
районный центр. А нарушитель, в свою
очередь, не заинтересован, чтобы у него
выявили опьянение», пояснил Горовой.
Правовой
тупик
В
итоге инспектор и водитель по обоюдному
согласию оформляют отказ от
освидетельствования, тем более что
наказание за это правонарушение такое
же, как и за пьяную езду (30 тысяч рублей).
В 2016 году, по данным ГИБДД, 246 тысяч
водителей было наказано за вождение в
пьяном виде, 154 тысяч — за отказ пройти
проверку.
Проблема
также осложняется приказом Минздрава,
в котором сказано, что акт проверки
водителя на состояние опьянения может
готовиться до трех суток, в результате,
говорит замминистра внутренних дел,
«инспекторский состав в тупике»: на
время подготовки акта оснований для
отстранения от управления у инспекторов
нет, и водителя приходится фактически
отпускать. «Мы надеемся здесь найти
взаимопонимание с Минздравом»,— заявил
замминистра.
Нарколог
Александр Ковтун считает, что в реальности
инспектор ДПС может отстранить водителя
от управления автомобилем (составив
протокол с привлечением двух понятых)
при наличии лишь признаков опьянения
— покраснения лица, нечеткой речи,
тремора рук и так далее. Другой вопрос,
говорит господин Ковтун, что пока врач
обследует биоматериал, водитель формально
не имеет права садиться за руль, поскольку
протокол об отстранении от управления
никто не отменял.
«В
итоге, пока идет обследование анализа,
инспектор вызывает эвакуатор, машину
отвозят на штрафстоянку, забрать ее
удается обычно только на следующий
день. Уже потом, когда выясняется, что
водитель был трезвый, взыскать что-либо
с ГИБДД очень сложно. Каким образом эту
проблему решить в правовом поле, никто
не придумал, — отметил нарколог.