Городская среда с точки зрения инноваторов уже в ближайшем будущем должна стать максимально «умной» — это остановки-трансформеры, распознающие пешеходов переходы и другие подобные решения. Их презентовали на форуме «Городские технологии», состоявшемся в Новосибирске на этой неделе.
МАЯЧКИ «ГАЛО»
Простой способ борьбы с травматизмом и смертностью на
дорогах предложили разработчики из Технопарка Сергей и Ярослав Шевелёвы. Светящиеся
маячки, которые можно прикреплять к одежде, сумкам и коляскам, призваны
обратить внимание водителей на пешеходов.
«Аудитория пользования — в первую очередь люди повышенной
группы риска: дети, пенсионеры, инвалиды, мамы с колясками. Чисто российское,
сибирское изобретение», — рассказал Sibnet.ru Сергей Шевелёв.
По словам его сына Ярослава, идея изобретения пришла отцу во
сне. «Гало» работает на обыкновенной пальчиковой батарейке в режиме
непрерывного моргания 100 часов. Если батарея села, то на помощь приходит светоотражающая
плёнка на маячке, которая также позволит водителю заметить пешехода.
«Упакован в очень красивую, привлекательную, элитную
упаковку. Это будет такой своего рода бренд», — пояснил Сергей Шевелёв. Стоимость маячков пока не названа — их планируют сначала
протестировать на новосибирских школьниках с окраин, а потом уже массово
продавать.
«Маячок Гало — это очень интересно, если не сказать —
гениально», — вынес свой вердикт директор Академпарка Дмитрий Верховод.
«В Китае эти маячки давно уже у детей. Не надо ничего
придумывать. Это очень дешёвый продукт», — отметил академик Николай Ляхов.
«УМНЫЕ» ОСТАНОВКИ
ООО «Дизфор» предложило Новосибирску проект «умных»
остановок. Первые из них планируют установить в центре города, на Вокзальной
магистрали.
«Разработали систему под названием Next. Остановка превращается из навеса в
многофункциональный комплекс, в который включаются видеофиксация, если потребуются
— паркоматы, какие-то устройства. Достоинства — современный дизайн,
всесезонность, безопасность. Есть варианты энергонезависимые, которые могут с
солнечными батареями работать», — рассказал представитель компании-разработчика
Анатолий Бакшаев.
По словам специалиста, остановка включает в себя USB-разъёмы, системы
подогрева, а также позволяет организовать защитные устройства как с подветренной
стороны, так и с надветренной.
Компания готова устанавливать остановки за свой счёт и потом
получать дивиденды от их использования. По словам начальника
департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии
Сергея Райхмана, разработчики ранее выступали перед властями со своим
предложением, но есть некоторые сложности.
«С одной стороны, хотят, чтобы это была «умная» остановка. С
другой — хотят её окупать. Появляется торговая точка, это совсем другой подход
к предоставлению земельного участка», — скептически отозвался о проекте
чиновник.
ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СВЕТОФОРАМИ
Проект дистанционного управления городскими светофорами
презентовал директор по развитию компании «Никсит» Антон Барабанов. «Все мы знаем, что в нашем городе существует проблема с
заторами на дорожных магистралях. Решение очень простое: установка видеокамер
на каждом перекрёстке, модернизация или замена светофоров — с модулями управления
дистанционными по радиопротоколу беспроводному, и их диспетчеризация», — сказал
он.
По его словам, полностью автоматизированная система в
будущем может быть создана исключительно силами новосибирских разработчиков.
«Получаем оперативность устранения заторов — моментальное
получение информации не только о данном заторе, но и о соседних улицах. И видеофиксацию,
которую можно использовать для обучения специалистов, рассмотрения готовых
решений», — объяснил Барабанов.
«Стрёмно такому городу, как Новосибирск, не использовать
такую технологию. На те деньги, которые потратили на строительство развязки на
Южной площади, можно было бы полностью автоматизировать систему светофоров и
получить гораздо более ощутимую эффективность», — высказал своё мнение Дмитрий
Верховод.
«УМНЫЕ ЗЕБРЫ»
Компания «Никсит» также представила проект инновационного
освещения пешеходных переходов. По словам Барабанова, существует несколько идей
— начиная от обыкновенной подсветки светодиодами, заканчивая лазерной проекцией
— формированием вертикального изображения на месте «зебры».
«Думаю, что есть проблемы с ГИБДД — вряд ли их это устроит»,
— отозвался Верховод. Барабанов признал, что разработка достаточно «сырая».
Но даже в рамках самой простой светодиодной подсветки есть ещё одна инновация, пояснил специалист. «В «зебры» устанавливается датчик присутствия пешехода: подсветка загорается только тогда, когда человек подходит к переходу», — рассказал представитель «Никсит».АВТОМАТИЧЕСКАЯ ФИКСАЦИЯ НАРУШЕНИЙ
Комплексы автоматической фиксации правонарушений представила
на форуме компания Angels IT,
заручившаяся поддержкой «Ростелекома». По словам представителя IT-компании
Ильсияр Бакаевой, комплексы позволяют фиксировать нарушения правил парковки и
автоматически формировать пакеты документов для штрафов.
«Два основных преимущества: комплекс позволяет обрабатывать
данные, полученные с любого комплекса фото- и видеофиксации, который уже
используется в регионах. Кроме того, в комплексе используется возможность
контроля человеческого фактора. Например, есть этап контроля качества, когда
обрабатываются полученные данные, оператор видит, что, например, поправляют
руками данные. Инспектор или администрация могут проверить — не смухлевал ли
оператор и не изменил ли номер, и не отправил ли в брак государственный
регистрационный знак своей любимой бабушки, сестры или брата», — объяснила
Бакаева.
Схема работы комплекса выглядит так: происходит фиксация
правонарушений, после этого данные поступают в центр обработки. После происходят
обмен профессиональными данными с ГИБДД, формирование и отправка постановлений
в электронном виде и получение статуса о доставке с web-серверов «Почты России».
Если постановление доставлено, но не оплачено в указанный
срок, формируется документ для отправки в мировой суд, службу судебных приставов.
Представитель компании «Ростелеком» заявил на заседании, что
организация готова пойти на сервисную модель использования: закупить комплексы
для города и получать проценты со штрафов.
Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru