Вторая снегоплавильная станция появится в Новосибирске до
конца года. За счет появления ее и еще нескольких в перспективе власти в ближайшие годы планируют полностью избавиться от
снегоотвалов. Однако жители района, где сейчас начинается возведение второй станции, рады не очень — они опасаются грязи, шума и пробок.
СТАНЦИЯ ПЛАВЛЕНИЯ
Вторую станцию плавления снега построят на улице Широкой в
Ленинском районе, она будет почти копией первой, установленной возле ТЦ «Сибирский
молл». В прошлый богатый на осадки сезон она расплавила 800 тысяч тонн снега. Остальные 2,8 миллиона кубометров медленно
таяли на местах временного складирования снега, которые не оборудованы очистными сооружениями,
как станции.
«На Широкой ведутся подготовительные работы по обустройству
строительной площадки. Проектная документация в полном объеме будет готова
через неделю, затем проведем экспертизу, получим разрешение на строительство,
тогда приступим к строительно-монтажным работам. По опыту, если мы в начале
ноября получим разрешение на строительство, у нас есть шанс ввести ее в конце
декабря», — сказал начальник организации «Управление заказчика по строительству
подземных транспортных сооружений» Александр Мысик.
Место для станции выбрано с учетом того, что здесь есть газ и коллектор, через который бывший снег будет попадать в
очистные сооружения города. Однако жители этой оживленной улицы, находящейся в промзоне
Ленинского района, испугались, что станция будет очень шумной и загрязнит
воздух.
«Станция оборудована газоанализаторами, любое превышение вредных
выбросов и станция автоматически отключается,
невозможно отравится близлежащим жителям.
Что касается шума, норма у нас 55 децибел на два метра поверхности стены
жилого дома (днем) и 45 децибел ночью. Станция дает 64 децибела вместе с заезжающими КАМАЗами, погрузчиком и так далее», — сказал замдиректора
института «ЭкоНИИпроект» Ростислав Винокуров.
По его словам, будет установлен защитный экран — он снизит шум
на 27 децибел. На всякий случай по периметру станции будут высажены крупноразмерные
деревья сразу за шумозащитным экраном. Шумовое воздействие, по его оценке, от
станции гораздо меньше улицы Широкой, так как
одна машина проезжающая машина дает 40 децибел шума, один автобус — 80
децибел.
Бояться жители также пробок из обилия КАМАЗов, заезжающих на
станцию со снегом. «Завоз будет осуществляться в вечернее время. На эту станцию
ограничиваем объем за сезон 400 тысяч кубов. Оборудуем технологический проезд
за счет концессионера. По этой дороге
будут только КАМАЗы со снегом ездить. Он
будет отделен от улицы Широкой трамвайной линией и лесополосой», — сказал
Мысик.
Он отметил, что обойдется станция в 230 миллионов рублей.
Срок окупаемости 5-10 лет и зависит от количества снежной массы, которая будет
утилизироваться, и тарифа на эти работы. Тариф, который предположительно будет установлен на утилизацию одной тонны снежной массы, 140-150 рублей.
«Строить планируется на концессионной основе. Муниципалитет
предоставляет земельный участок, частично занимается обустройством инженерных
сетей, остальное затраты — концессионера, который дальше эксплуатирует станцию, возвращает
средства и зарабатывает. Но вся собственность муниципальная. Мэрия контролирует целевое использование участка»,
— подчеркнул Мысик.
ХОЛОДНОЕ КИПЕНИЕ
Обе станции — уже работающая и будущая — плавят снег по канадской
технологии, которая называется методом холодного кипения. «Технология плавления погружными газовыми горелками.
Продукты сгорания опускают ниже уровня воды. Пузырьки газа проходят через толщу
снега, которая вываливается в камеру плавления, разбивают снег и способствуют
ускорению плавления снега. Сверху идет
орошение горячей водой», — пояснил Винокуров.
По его словам, в первый год эксплуатации были проблемы со
станцией на «Сибирском молле» из-за обилия песка в снеге, так как в
Новосибирске «превышение песка в соответствие с российскими нормативами в девять
раз». Работу откорректировали и станция смогла плавить больше снега, кроме того,
в итоге станция позволила справиться и с песком на улицах города.
«Мы не только плавим снег, мы из него извлекаем мусор и
песок. За последний сезон (станция) собрала 10 тысяч тонн песка, если бы это не собрали,
это все было бы на дорогах Новосибирска. Это пыль и песок. Если будет несколько
станций, можно собирать весь песок — порядка 114 тысяч тонн рассыпают каждый
год. С каждым сезоном воздух и вода в Оби будет чище. До этого снег таял с
примесями и бежал в Обь, а станция все
устраняет», — также сказал Винокур.
По оценке Мысика, чтобы не использовать снегоотвалы, надо
построить пять-шесть станций в разных частях города. Уже выбраны площадки, удобные для
размещения станций: В Кировском районе по улице Ватутина в пойме реки Тула, в
Октябрьском районе по улице Воинская в пойме реки Плющиха, в Калининском районе
по улице Кочубея в пойме реки Ельцовка-2, в Заельцовском районе на улице
Каланды в пойме реки Ельцовска-2.
В Заельцовском районе планируют установить снегоплавильную
установку с завода «Труд» производительностью
до 250 кубометров в час. На следующей неделе начнут работать над ее проектом.
««Труд» планирует плавить снег горячей водой. Идея коллег
совместить на одной площадке четыре функции, которые мы делаем на площадке
станции: отделение от мусора на решетках
первого уровня. Размельчение снега, в нижней части машины. Плавление снега происходит
за счет теплой воды. Температура теплоносителя
должна быть от 35 до 60 градусов», — сказал Винокуров.
Станцию, созданную «Трудом», планируют построить зимой
2016-2017 года. Строительство остальных
зависит от того когда мэрия проведет конкурсы по поиску концессионера, но
возвести их при удачной ситуации, можно и параллельно за быстрый срок.
Фото: © кадр из сервиса «2ГИС»