Власти Малайзии отказались от продолжения поисковой операции
пропавшего самолета Boeing 777-200, выполнявшего рейс MH370 из Куала-Лумпура в
Пекин. Лайнер таинственно исчез 8 марта 2014 года, и все попытки разгадать
причины инцидента и найти самолет оказались тщетны. Почему рейс MH370 уже три
года не могут обнаружить и какие версии катастрофы выдвигают эксперты?
Как все началось
Boeing 777-200 через два часа после вылета из Куала-Лумпура
пропал с экранов радаров, связь с ним была потеряна. В тот момент он находился над
Южно-Китайским морем. Позднее военные смогли обнаружить его с
помощью военного радара — лайнер значительно отклонился от курса. Через семь часов
контакт был окончательно потерян.
На борту самолета находились 227 пассажиров и 12 членов
экипажа. Рейс выполнялся национальной малазийской авиакомпанией Malaysia
Airlines совместно с китайской China Southern Airlines. Сразу после
исчезновения развернулась масштабная поисковая операция, которая в итоге стала
самой дорогой в истории.
Фото: LS2 Karolina Karmowska-Brooks
В ходе продолжавшихся почти три года поисков в океане к
западу от Австралии была обследована обширная зона общей площадью 120 тысяч квадратных
километров. На финальном этапе к операции подключили американскую компанию Ocean
Infinity, которая имеет в своем распоряжении судно Seabed Constructor,
оснащенное восемью автономными аппаратами.
Такие аппараты могли обследовать дно на самых больших
глубинах. Работы продолжались три месяца и завершены 29 мая 2018 года.
Правительство Малайзии подчеркнуло, что это было последней попыткой найти
лайнер. На сегодня официально поддтверждено, что самолет упал в океан, а все находившиеся
на его борту люди погибли. Однако причины катастрофы остаются неизвестными.
Что удалось найти
За три года поисковой операции удалось найти лишь несколько
обломков. Так, в июле 2015 года на побережье острова Реюньон в Индийском океане
обнаружили обломок крыла длиной примерно два метра. Специалисты обратили
внимание на то, что обломок густо зарос ракушками — это свидетельствовало о его
долгом нахождении в океане.
На фрагменте крыла обнаружили номер пропавшего самолета. Вскоре
на пляже также нашли сильно поврежденный чемодан, который мог принадлежать
одному из пассажиров рейса MH370. В дальнейшем еще несколько обломков
предположительно пропавшего самолета нашли на Мальдивах, в Мозамбике, на
Маврикии и Мадагаскаре.
Фото: Official U.S. Navy Page from United States of America
Подготовленная экспертами карта дрейфа океанского мусора показала,
что обломки от самолета, разбившегося возле Австралии, могли дрейфовать в
океане на расстояние в несколько тысяч километров. В целом нахождение деталей Boeing
на островах подтверждает версию о том, что искать место падения лайнера нужно в
Индийском океане.
Всего на поисковую операцию потратили почти 180 миллионов
долларов. При этом специалистам удалось несколько сузить регион поисков.
Расшифровка полученных спутниками сигналов с автоматизированных датчиков
самолета показала, что он рухнул в океан с десятикилометровой высоты после
того, как у него закончилось топливо.
При этом моделирование свидетельствует, что MH370 летел в
режиме автопилота. Все системы самолета функционировали нормально. Если
специалисты правильно интерпретировали данные, то Boeing в течение многих часов
летел на автопилоте, и его падение в океан никто не контролировал.
Основные версии
Независимые эксперты сразу заявили, что причиной крушения
рейса MH370 стали действия командира экипажа Захари Ахмад Шаха, который по
неизвестным причинам совершил акт массового
убийства. В пользу такой версии говорят данные, которые были обнаружены
малазийской полицией.
Так, оказалось, что Захари Шах за месяц до исчезновения
лайнера несколько раз на домашнем компьютере использовал программу Microsoft
Flight Simulator X для симуляции полетов над Индийским океаном. Пилот изучал
возможность вылета из Куала-Лумпура, резкого поворота в сторону южной части
Индийского океана и долгого полета до исчерпания горючего.
Фото: Chris Finney / GFDL 1.2
Следователи выяснили, что MH370 в итоге полетел примерно по
такому же маршруту. При этом канадский специалист Ларри Вэнс утверждал, что
капитан мог надеть на себя кислородную маску, а затем разгерметизировать кабину
самолета, чтобы оставить второго пилота и пассажиров без сознания.
Кроме этого, теорию косвенно подтверждает нахождение в целостности
так называемого флаперона Boeing — управляющей поверхности крыла. Такое
возможно только в том случае, если самолет плавно снижался, а не падал в воду с
большой высоты. Если выводы независимых специалистов верны, то в случае с MH370
мы имеем дело с «контролируемой катастрофой».
Фото: AHeneen / CC BY 3.0
Однако эксперты Австралийского бюро безопасности на
транспорте считают, что серьезных доказательств у сторонников теории «контролируемой
катастрофы» нет. Они полагают, что причиной крушения авиалайнера были не
умышленные действия решившего покончить с собой пилота, а проблемы технического
характера.
В пользу этой теории говорит тот факт, что мотивы пилота,
который мог направить самолет в океан, остаются совершенно неясными. 53-летний Захари
Шах имел репутацию добродушного человека без каких-либо психологических проблем
и на тот момент работал в авиакомпании уже 33 года. Ожидается, что официальный
доклад о катастрофе будет опубликован летом 2018 года.
Читайте также: Есть ли шанс выжить в авиакатастрофе >>