Экипаж не понял причину проблем с определением скорости
самолета и последние секунды полеты находился в панике. При этом включить обогрев
датчиков скорости перед взлетом, как того требуют правила, пилоты забыли, следует
из расшифровки записи речевого самописца потерпевшего крушение Ан-148.
Запись, которую пришлось восстанавливать несколько дней
из-за сильных повреждений черного ящика, оказалась совсем короткой, пишет газета
«Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники. Вначале, перед вылетом из
аэропорта Домодедово, пилоты читают контрольную карту, приводя в действие или
проверяя работу различных приборов и механизмов.
При этом, как отмечает издание, обогрев приемников полного
давления (ППД), с которых считывают информацию датчики скорости, почему-то не
включают, хотя это действие записано в карте. Вскоре после взлета пилоты
обращают внимание на критически низкие и отличающиеся показания скорости на
приборах.
Ругаясь, они пытаются решить эту проблему, увеличивая
скорость и наклоняя самолет к земле. Столкновение с поверхностью происходит уже
под нечленораздельные крики пилотов, утверждает собеседник газеты.
По версии источника, данные расшифровки свидетельствуют о
том, что пилоты так и не поняли, из-за чего возникли искаженные показания
скорости на дисплеях и, соответственно, в принципе не могли справиться с этой
критической ситуацией.
Испытатели проверят
Учитывая все это, Росавиация, привлекая ведущих
пилотов-инструкторов, решила разработать программу проведения имитации полетов
с отказами различных приборов на комплексном пилотажном тренажере Ан-148,
установленном в Санкт-Петербургском государственном университете гражданской
авиации, и провести обучение по ней летчиков, управляющих данными самолетами.
Напомним, расшифровав параметрический самописец разбившегося
самолета, эксперты МАК пришли к выводу, что невключение обогрева могло привести
к обледенению всех трех приемников, установленных на фюзеляже, и,
соответственно, изменению параметров передаваемых с них данных на дисплеи
пилотов.
Как установили эксперты, при наборе самолетом высоты около 2
тысяч метров индикатор скорости у одного из пилотов показывал недопустимо
низкие для такой ситуации 200 километров в час, а у другого вообще оставался на
нуле. При этом реальная (приборная) скорость лайнера составляла около 600 километров
в час. Экипаж пошел на резкое снижение, чтобы набрать, как ему казалось,
недостающую скорость, в результате чего самолет врезался в землю.
Ан-148 «Саратовских авиалиний», следовавший рейсом «Москва —
Орск» разбился в Подмосковье днем 11 февраля спустя четыре минуты после вылета
из аэропорта Домодедово. На борту были шесть членов экипажа и 65 пассажиров,
все они погибли.