Автор проекта воздушного троллейбуса считает, что именно
дирижабли перспективны с точки зрения перевозки грузов в труднодоступные места
и удобны для патрулирования границ. Ну или, как минимум, новый вид транспорта может просто приносить радость и позволять пассажирам
наслаждаться видами красивых мест с высоты.
Что такое дирижабль?
Дирижабль представляет собой комбинацию аэростата с
силовой установкой, например, двигателем внутреннего сгорания, и системой
управления. Дирижабль может двигаться в любом направлении независимо от
направления воздушных потоков.
Как дирижабль скрестят с троллейбусом?
Как рассказал новосибирский автор проекта «Воздушный троллейбус» и
директор компании «ГДС» Олег Зарбеев: «Разработчики взяли «простые, понятные, уже существующие детали и соединили
их в новую систему. И она работает! Получается, что здесь все дело в новых технологиях использования старых вещей!»
«Это дорога, состоящая из опор и двух направляющих в виде
высокопрочных тросов, которые могут быть запитаны электричеством. По ним
как по рельсам едет дирижабль. Сам летательный аппарат может быть снабжен
двигателем внутреннего сгорания, электродвигателем или гибридной установкой. В этом варианте использования аппаратура самого дирижабля сохранена по необходимому
минимуму», — говорит о новом виде транспорта Зарбеев.
Попасть внутрь пассажиры смогут, поднявшись на лифте на специальную
платформу на высоте около 20 метров. Внутри дирижабль похож на салон самолета.
Вместимость его может быть от одного-двух человек до 50-ти.
Воздушный троллейбус, скорее всего, будет возить пассажиров из одной точки
до другой, не высаживая на промежуточных станциях, уточняет Зарбеев.
Сегодня воздушный троллейбус имеет российский патент и заявку на
международный. Аналогов ему в мире пока не существует.
Почему пробки останутся?
«Это прогулочное туристическое средство. То, что он
обязательно доедет потихонечку туда, куда направлен, это его сопутствующее
свойство. В этом смысле его можно рассматривать как транспортное средство. Но
он (воздушный троллейбус) не для того, чтобы взять 20 человек и довезти быстро
до аэропорта Толмачево. Нет цели сравнивать автобус и дирижабль, это разные
вещи. Цель — не просто доехать, а с яркими положительными эмоциями», — поясняет
Зарбеев.
Поэтому, по его словам, воздушный троллейбус не призван бороться с
пробками, и конкурировать с электричками или автомобилями. Он для того, чтобы «плавать»
над красивыми местами и зависать над труднодоступными с земли объектами. «Это
позволит туристам насладиться Алтаем, Крымом и даже Новосибирском», — отмечает
собеседник.
«Заявленная скорость около 100 километров в час, но я думаю, ездить он
будет километров 50-60. Он никуда не торопится», — добавляет автор проекта.
Почему стоимость неизвестна?
Проект будет не дешевым, но просчитывать его точную
стоимость без конкретных параметров задачи (протяженности, геометрии
маршрута, вместительности дирижабля), авторы не стали.
«Мы раньше считали, сейчас все изменилось... что-то
может быть в санкционном списке. Считать можно только под конкретную задачу. Прежде
всего, это должно быть кому-то нужно», — говорит собеседник.
Кто его купит?
«В Крыму есть самый протяженный в мире маршрут обычного троллейбуса, если
еще сделаем воздушный — это будет здорово», — говорит о перспективах Зарбеев. —
Над мостом через Керченский пролив… представляете,
как это красиво?! И иностранным туристам
будет интересно, они обязательно поедут!»
Такой транспорт, по убеждению автора, вполне может заинтересовать
руководителей регионов, где делают ставку на развитие туризма. Например, Северный
Кавказ —удивительно красивый
край. Там, где в горных районах уже строятся новые горнолыжные
курорты. Или Сочи. Зарбеев считает, что воздушный троллейбус вполне может
послужить для привлечения туристов.
После получения патента в 2013 году идею воздушного троллейбуса «положили
на полку». Но, по словам собеседника, на
инвестиционном форуме, который прошел в октябре, проект увидели, в том числе
зарубежные гости, и у них проект вызвал неподдельный интерес. Более конкретно он пока говорить
отказался, до момента заключения официальных контрактов.
Какое будущее у воздушного
троллейбуса?
Такой дирижабль должен стать, прежде всего,
туристическим аттракционом. Поскольку сам по себе воздушный троллейбус — уже достопримечательность.
«Люди едут отдыхать ради чего-то интересного. У нас в Новосибирской области
ничего такого восхищающего нет. Для Крыма, например, это тоже бы стало фишкой, привлекающей людей»,
— считает автор проекта.
Но дирижабли интересны не только для
туризма, добавляет Зарбеев. Они перспективны с точки зрения перевозки грузов в
труднодоступные места, удобны для мониторинга
газовых и нефтяных магистралей. Также их удобно использовать для
патрулирования границ, ретрансляции связи и других целей. «Они намного экономичнее
других средств аэроразведки. Еще дирижабли планируют использовать для установки
на них локаторов ПРО», — утверждает разработчик.
Как оценивают проект власти?
«Пока нет (разработчики не обращались). Но если обратятся – рассмотрим. Мы
внимательно относимся к любым новациям. Но трудно себе представляю дирижабли,
когда много проблем... и до дирижаблей у нас есть. Хотя не исключаю», — прокомментировал
губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий.
При этом глава региона отметил, что за бюджетные
деньги дирижабли покупать область не будет, но не против, если бизнесмены
оплатят такой проект и запустят в Новосибирске воздушный троллейбус.
Фото: © предоставлены Олегом Зарбеевым