Новосибирские этнографы пришли к выводу, что в традиционной
культуре русского населения снег не ассоциировался с холодом и мраком, а
наоборот служил символом грядущего благополучия, сообщает пресс-служба НГУ.
Тема снега практически не нашла отражения в этнографических
исследованиях. В то же время, выяснилось, что в традиционной культуре русских
крестьян снег ассоциировался, скорее, с позитивными явлениями, будучи символом
будущего благополучия, а не смерти и несчастья.
«Согласно народному календарю, зима начиналась с Покрова дня
(1 октября по старому стилю). Считалось, что выпавший в этот день снег служил
залогом хорошего урожая. Само появление снега вызывало в народе устойчивые
ассоциации с началом брачного сезона, который открывался как раз с Покрова дня.
При этом пик свадеб в Сибири традиционно приходился на январь-февраль — так
называемый «мясоед» - период, который следовал за Святками и продолжался до
Масленой недели», — рассказала сотрудник НГУ Галина Любимова.
Одной из традиционных сфер ритуального использования снега
являлись девичьи гадания. Например, в Сургутском крае, в Крещенский сочельник
девушки шли в полночь на перекресток, набирали в подолы снега и, тряся им,
произносили заклинательную формулу: «Полю, полю белый снег, надоел мне батькин
хлеб, залай, залай собачка на свёкровом дворе». Такое гадание называлось
«полоть снег».
Обрядовые действия со снегом обыгрывались и в других жанрах
святочного фольклора. Так, в репертуаре сказителей Русского Севера были
выявлены былички «Как сеяли снежок в Святки». На поздних этапах сибирской
традиции зафиксированы детские колядки с зачином «Снежок сеем-посеваем».
«Как видим, выявленные обрядовые практики со снегом, по
сути, представляли собой этапы творения хлеба – от символической имитации
полевых работ до приготовления мучных изделий. Таким образом, снег в контексте
святок играл роль магической субстанции с ярко выраженными
аграрно-продуцирующими свойствами, являясь залогом благополучия и богатого
урожая. Отсюда и поговорки: «Чем больше снега, тем больше хлеба» или «Чем выше
снег, тем выше хлеб»», —сказала Любимова.
Снег являлся условием практически всех народных забав и
увеселений масленичной недели – таких, как катание с гор и вокруг села,
устройство санного поезда с ряжеными, наконец, знаменитая забава русских
сибиряков — «взятие снежного городка».
«Когда первый из нападавших прорывался в снежную крепость,
толпа оборонявшихся стаскивала его с коня и «мыла» в снегу. Нередко дело доходило
до переломов рук или ног….Как видим, восприятие снега в народной культуре,
имело мало общего с мотивами сна и смерти, а наоборот было радостным и полным
жизни», – резюмирует исследователь.