Сериал «Последняя статья журналиста»: пресса против мафии
Журналиста в прежние времена считали человеком влиятельным.
Статья в газете могла возвысить человека до небес или уничтожить в мгновения
ока. Именно потому прессу называли «Четвертой властью», и порой это было весьма
оправдано. С годами престиж профессии упал, но телеканал НТВ с понедельника
начинает показ об эпохе восьмидесятых, когда слово журналиста значило гораздо
больше.
Премьера телеканала уже сейчас вызывает спорные мнения.
Недавнее прошлое экранизируют с охотой, но достоверности в нем часто недостает.
Однако дело не только в достоверности: это зрители НТВ оценят самостоятельно с
понедельника. Особо внимательные, прочитав анонс нового сериала, провели
аналогии, припомнив знаменитые боевики Джона Ву и Дерана Сарафяна.
Акула в клетке
Сериал «Последняя
статья журналиста» создавали режиссёры Виктор Татарский («Убойная сила», «Улицы
разбитых фонарей») и Евгений Сологалов («Ментовские войны»). Опытные в создании
криминальных сериалов режиссёры на сей раз решили порадовать зрителей НТВ
сюжетом о псковской акуле пера.
Создатели сериала перенесли действие в начало восьмидесятых.
Молодой корреспондент «Псковской правды» Олег Верховцев пишет только о том, что
видел своими глазами. Поэтому идею о том, чтобы написать репортаж из камеры
смертников, куда журналисту попасть невозможно, он воспринимает с восторгом и
уговаривает своих высокопоставленных друзей для правдоподобности посадить его
по ложному обвинению, а после выполнения задачи вытащить.
Оказавшись в тюрьме, Верховцев собирает информацию и ждёт
своего освобождения, но ему сообщают, что Изотов и Суворов, которые знали, что
в действительности он невиновен, погибли в автомобильной катастрофе. И теперь
Олегу придется доказывать свою невиновность не только тюремному начальству, но
и жене Полине.
Естественно, в невиновность журналиста никто не верит, и,
естественно, ему придется пройти сквозь все муки тюремного ада, чтобы выйти на
свободу через пятнадцать лет и попытаться разобраться в мутной истории из
своего прошлого. Авторы проекта рассчитывали на зрительское сочувствие, но,
гоняясь за охами и ахами позабыли о достоверности, которая у самих акул пера вызвала
нервный смех.
Русскую пословицу «От сумы и тюрьмы не зарекайся» придумали
неспроста, и потому трудно было найти в СССР человека, который бы в здравом уме
и твердой памяти согласился добровольно запереть себя в далеко не в курортные
условия. Тюрьма в СССР была повсеместным пугалом, которое ломало судьбы. Но
даже если превратить эту сюжетную линию в фантастическое допущение, к авторам
возникают другие вопросы: откуда взят сюжет?
Траволта, Кейдж или Ван Дамм?
Реминисценция в кино, в общем-то допустима. Как и римэйки.
Этого никто не стесняется, особенно, если сюжет замаскирован так искусно, что
от оригинала не остается и следа. Или, когда зрителя честно предупреждают:
римэйк, не ждите ничего оригинального. Так с чем же предстанут на НТВ герои
сериала «Последняя статья журналиста»? С римэйком, реминисценцией или
оригинальным сюжетом? Попробуем разобраться.
Прежде всего, внимательно перечитав аннотацию к сериалу
бросается в глаза поразительное сходство с картиной режиссера Драна Сарафяна
«Ордер на смерть», в главной роли которой снялся тогда еще совсем молодой
Жан-Клод Ван Дамм. В картине офицер Луис Берк, «нечистый на руку» полицейский
детектив, отправляется под видом осужденного в тюрьму «Харрисон», чтобы
раскрыть серию убийств заключенных.
Если зрителю будет мало этого сходства, есть еще и
знаменитая картина Джона Ву «Без лица», где герой Николаса Кейджа решает
поменяться лицом с террористом, в исполнении Джона Траволты, но после убийства
всех, знающих об операции, застревает в теле преступника надолго. Так ждать ли
зрителям НТВ оригинального сериала, или их ждет очередная «вариация на тему»? «Большая игра»: как Молли срубила деньжат
Не стоит думать, что подобные ходы, когда фрагмент фильма
или даже целый фильм более или менее успешно вставлялись в отечественные
сериалы, для нашего кино — новость. В «Литейном» была показана сцена с
опознанием преступника, полностью выдернутая из «Смертельного оружия-3», а одна
из серий «Морских дьяволов», посвященная персонажу актрисы Дарьи Юргенс —
Багире, практически полностью копировала знаменитый фильм «Солдат Джейн» с Деми
Мур в главной роли.
Словом, зрителям самим придется сделать соответствующие
выводы. Станет ли актёр Дмитрий Паламарчук, исполнивший в сериале главную роль
новым Траволтой, а актриса Агния Дитковските — новой Джиной Гершон, мы узнаем
уже в понедельник.