Продавец обязан поменять машину или вернуть за нее деньги,
если у нее что-то регулярно выходит из строя, постановил Верховный суд.
Прецедент позволит россиянам возвращать дилерам машины, которые часто ломаются.
При этом гарантийный ремонт — не повод для отказа в обмене машины.
Громкое дело
История началась в Волгограде, где некая организация приобрела
в лизинг у дилера автомобиль престижной марки стоимостью почти 3 миллиона
рублей. Однако вскоре у автомобиля послышались посторонние шумы в левой
передней стойке. Дилер отремонтировал машину по гарантии, однако вскоре возникли
проблемы с коробкой передач.
После этого у машины перестал работать доводчик капота, повторно
вылезли проблемы с коробкой передач. Купленный менее года назад автомобиль
провел в сервисе более ста дней. Покупателю все это надоело, и он потребовал от
дилера поменять автомобиль. Однако продавец ему в этом отказал.
В соответствии с нормами федеральных законов, существенный
недостаток товара — неустранимый недостаток или недостаток, который не может
быть устранен без несоразмерных расходов денежных средств или затрат времени,
или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения.
Первоначально казалось, что закон на стороне продавца, ведь
по закону автовладелец может потребовать замены машины при мелких недостатках в
течение 15 дней после покупки. Арбитражный суд отказал покупателю в иске,
сославшись на пункт 1 статьи 475 Гражданского кодекса.
Он гласит, что покупатель при получении товара ненадлежащего
качества вправе потребовать от продавца безвозмездного устранения недостатков
или возмещения своих расходов на их устранение. Судья посчитал, что дилер
бесплатно ремонтировал автомобиль, то есть покупатель реализовал свое право.
Новый поворот
Однако клиент решил идти до конца — он подал апелляцию,
которая вновь была отклонена. После этого последовало обращение в Верховный
суд. Дело в итоге было пересмотрено. Судья указал, что основанием для иска
стали обстоятельства, указанные в пункте 2 статьи 475 Гражданского кодекса.
В нем говорится, что при обнаружении существенных
недостатков покупатель может отказаться от исполнения договора купли-продажи и
потребовать возврата уплаченной за товар суммы или замены товара ненадлежащего
качества товаром, соответствующим договору. Существенными считаются
неустранимые недостатки или те, которые проявляются неоднократно.
В ходе рассмотрения дела судья обратил внимание на имеющееся
заключение судебной экспертизы. В ней было четко указано, что неисправности
имеют заводской характер, а неисправность коробки — это существенный
недостаток, поскольку возникла повторно после первоначального устранения.
При этом пункт 1 статьи 475 ГК, на который ранее ссылались
суды, обеспечивает защиту потребителя при выявлении недостатков, не указанных
продавцом. По мнению Верховного суда, при выявлении существенных недостатков
потребителя защищает пункт второй этой статьи, поэтому клиент имеет право на
возврат денег или обмен автомобиля.
Если в течение десятидневного срока дилер не удовлетворяет
претензию покупателя об обмене или возврате автомобиля ненадлежащего качества,
то он должен уплатить неустойку в размере 1% от стоимости транспортного
средства.