Роспотребнадзор в первой половине 2017 года зафиксировал на
треть меньше случаев обмана потребителей, чем годом ранее. Ритейлеры объясняют
тенденцию активизацией борьбы за покупателя.
За первые шесть месяцев этого года Роспотребнадзор провел
25,5 тысячи проверок торгующих организаций и выявил 17,7 тысячи нарушений.
Годом ранее служба зафиксировала 17,8 тысячи нарушений при 23,9 тысячи
проверок. Сократилось число случаев обмана потребителей. За первые полгода
2017-го служба обнаружила почти 1 тысячи таких нарушений, а год назад — 1,5
тысячи (что составило 3,9% и 6,2% от
общего числа соответственно), приводят «Известия» справку ведомства.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной
торговли (АКОРТ, объединяет «Ашан», X5 Retail Group, «Дикси», «Магнит» и другие
крупнейшие сети) Илья Ломакин-Румянцев предположил, что снижение числа
нарушений связано с борьбой за потребителя. «Конкуренция ужесточается, и
торговля начинает беречь своего покупателя», — пояснил эксперт.
Председатель Межрегионального третейского суда Москвы и
Московской области Олег Сухов объяснил снижение числа нарушений прав
потребителей с тем, что граждане при наличии на то оснований всё чаще
обращаются в контролирующие органы.
«Суды в большинстве споров встают на сторону граждан,
поэтому многие компании стараются избегать нарушений, либо мирно решают все
споры. Сейчас получить удовлетворение своих претензий от компаний намного
проще, чем несколько лет назад. При этом значимых изменений закона "О защите
прав потребителей" не было», — отметил Сухов.
Председатель «Коллегии адвокатов Павла Астахова» Виктория Данильченко
отметила, что защите прав потребителя в последние годы уделяется особое
внимание на государственном уровне. «Из заметных инициатив можно назвать
предложение депутатов о регламентации жалобной книги, об увеличении штрафов за
обман и нарушение прав незащищенных категорий населения и т.д. Большое внимание
уделяется борьбе с фальсификатом. Всё это способствует улучшению ситуации», — сказала
Данильченко.
В начале сентября премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил стратегию государственной политики в области защиты прав потребителей. Она призвана задать ориентиры регулирования и повысить правовую грамотность граждан. Сейчас Роспотребнадзор разрабатывает план реализации этой стратегии.