Оборонка России прекратила разработку боевых железнодорожных
комплексов нового поколения — ранее предполагалось, что получившая в США
название «ночного кошмара» из своей скрытности система будет воссоздана с использованием
советского опыта.
СССР приступил к созданию таких комплексов в 1969 году,
когда был подписан приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного
ракетного комплекса с ракетой РТ-23». Разработчиком комплекса выступил КБ «Южное»
из Днепропетровска.
Комплекс должен был составить основу группировки ответного удара,
поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть
после нанесения противником удара. Для него спроектировали твердотопливную
ракету 15Ж61, пишет «Российская газета».
Испытания системы проводили с 1985 по 1987 год на военном
космодроме в Плесецке. Было произведено 32 пуска. Первый ракетный полк с
РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство в октябре 1987 года.
К началу 1991 года были развернуты три ракетных дивизии
боевых железнодорожных комплексов. При этом американская разведка признала, что
отследить перемещение комплекса по железным дорогам СССР невозможно.
Однако после развала Советского Союза был подписан Договор о
сокращении стратегических наступательных вооружений СНВ-2. Согласно этому
документу, Россия обязалась ликвидировать все «ядерные поезда» с 36 пусковыми
установками.
В 2005 году все комплексы сняли с боевого дежурства. В 2013
году в Минобороны заговорили о возрождении систем. Через некоторое время стало
известно, что для них предполагается использовать адаптированные баллистические
ракеты комплекса «Ярс».
В 2016 году прошли успешные бросковые испытания
межконтинентальной баллистической ракеты для боевого железнодорожного ракетного
комплекса в Плесецке. Летно-конструкторские испытания должны были стартовать в
2017 году.
Однако Минобороны отказалось от создания полноценного
боевого железнодорожного комплекса. Эксперты предполагают, что причиной такого
решения стал ограниченный бюджет. При этом оборонка еще может вернуться к наработкам
по «ядерным поездам».