Психологи
из Бейлоровского университета (США)
выяснили, что студенты гораздо лучше
готовятся к экзаменам и сдают их, если
не просто читают учебники или конспекты,
но пересказывают прочитанное соседу
по комнате в общежитии или родителям
дома.
«Даже
через неделю после экзамена память у
студентов, занимавшихся подобным
образом, все равно оставалась отличной.
Похоже, изложение того, что вы только
что узнали, является очень эффективным
способом учебы по сравнению с простым
повторным чтением учебников или лекций»,
— рассказывает психолог Мелани Секерис.
Секерис
и ее коллеги пришли к такому выводу,
наблюдая за успехами небольшой группы
добровольцев — студентов, которых
ученые просили просмотреть серию
коротких клипов, вырезанных из известных
фильмов, и запомнить, в каких кинокартинах
они встречались. Через полтора часа
ученые проводили "экзамен",
спрашивая, какие фильмы посмотрели
участники опыта и какие жесты актеров,
детали сюжета, интерьера и прочие
элементы успели запомнить, пишет РИА
Новости со ссылкой на Learning and Memory
Часть
студентов сдавала «экзамен» сразу, без
подготовки, а другие добровольцы сначала
тренировались, рассказывая друг другу,
что им удалось запомнить. У каждого
студента был собственный набор роликов,
что исключало возможность «списывания»
и взаимопомощи.
Как
показали наблюдения, возможность
рассказать товарищу то, что планируешь
воспроизвести на экзамене, очень сильно
помогала участникам тестов запомнить
содержание видеороликов, благодаря
чему они лучше справлялись с вопросами
ученых, чем их сверстники из контрольной
группы. Это преимущество не исчезло и
через несколько часов и сохранялось на
протяжении как минимум недели.
Аналогичный
или даже более сильный положительный
эффект возникал в том случае, когда
ученые показывали короткие фрагменты
из видеороликов непосредственно перед
«экзаменом». Как рассказывают сами
добровольцы, они неожиданно для себя
вспоминали множество мелких деталей.
«Когда
у нас появляется зацепка, память словно
возвращается к нам. Похоже, мы не навсегда
забываем детали того, что пережили или
просмотрели, что указывало бы на
недостаток "места" в нашей памяти,
а просто не имеем непосредственного
доступа к ней. И это хорошо, поскольку
открытие говорит о том, что человеческая
память не столь плоха, как мы думаем»,
— заключает Секерис.