Информационный портал
 ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
 ЭКОНОМИКА

    ВСЕ НОВОСТИ    |    ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО    |    ЭКОНОМИКА    |    HI-TECH    |    E-BUSINESS    |    ПРОИСШЕСТВИЯ    |    НОВОСИБИРСК    |    ШОУ-БИЗНЕС
Новости / Новосибирск / Разговор слепого с глухим: вуз отчитался за «социальные» миллиарды
 

Разговор слепого с глухим: вуз отчитался за «социальные» миллиарды

Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru

Разговор слепого с глухим: вуз отчитался за «социальные» миллиарды

Новосибирский вуз выиграл 45 федеральных миллионов на обучение глухих и слепых. Корреспонденты Sibnet.ru посмотрели, с помощью чего эти люди могут получить полноценное образование.

Институт социальных технологий и реабилитации — отдельно стоящее здание в глубине студенческого городка Новосибирского государственного технического университета. 

От других факультетов этот отличается свежим ремонтом, но не только. В корпусе слишком тихо для места сбора сотен студентов. Зато многие активно жестикулируют, а поговорить с посетителями может лифт, где каждый этаж сопровождается звуковым напоминанием.

В институте учится около трёх сотен студентов. Более 200 из них — глухие и слабослышащие, также есть слепые, слабовидящие, люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Но небольшая часть учащихся здесь — здоровы.

«Это их личный выбор. Когда они поступают, мы изначально говорим о том, что у нас на уровне среднего профессионального образования учатся по большей части лица с ограниченными возможностями. Если говорить о высшем образовании, то, наоборот — в здоровую группу вливается какое-то количество инвалидов», — рассказывает преподаватель вуза, сурдопедагог Ксения Волкова.

Высшее образование студенты с ограниченными возможностями могут получить по специальностям «Информатика» и «Социальная работа», для среднего профессионального выбор гораздо шире: это и педагогика, и физкультура, и экономика, народные промыслы, швейные технологии.

В этом году институт выиграл два гранта Минобрнауки РФ на общую сумму в 45 миллионов рублей на обеспечение учёбы студентов с нарушением зрения и слуха.

«(Деньги пойдут) на приобретение технических средств: сурдотехнических, тифлотехнических. На полное обеспечение образовательного процесса», — поясняет Волкова.

«Нажимают кнопочки и занимаются»

Обеспечивать здесь всегда есть что. По сути, к каждому ученику нужен особый подход не только с точки зрения человеческого фактора, но и технически.

В одном из кабинетов — обычный на первый взгляд урок. Между собой ученики общаются молча — взглядами, жестами. Но не потому, что не хотят привлекать внимания — друг друга они услышать не могут. А вот у преподавателя есть специальная аппаратура.

«FM-система необходима для лиц с нарушениями слуха, потому что её функции заключаются в том, что звук идёт непосредственно в приёмник, который связан со слуховым аппаратом либо кохлеарным имплантом. Возможности слуховых аппаратов — они разные у ребят. Если это качественный аппарат, то система будет работать. Ребята только нажимают кнопочки на своих аппаратах, чтобы переключить программу, и занимаются», — объясняет Волкова.

Но, по словам преподавателей, не все ученики слуховыми аппаратами пользуются. Кому-то в них некомфортно, кого-то просто не приучили к этому с детства.

«Если их со школы не приучили, не принято в семье, сами отказываются — для этого есть другие сурдопедагогические методы: наглядный, чтение с лица, элементарные жесты, письменная речь», — говорит собеседница.

Эффект присутствия

В соседнем кабинете — урок математики для слышащих студентов. На первый взгляд всё вполне обычно, но один из учеников присутствует в форме изображения на огромной электронной доске. Новая профессия, помирившая технарей и гуманитариев

Занятия по Skype проводятся для тех, у кого из-за проблем с опорно-двигательным аппаратом нет возможности ездить в вуз. На экране домашнего компьютера студента видны и преподаватель, и доска, на которой все вместе решают уравнения.

При необходимости ученик может задать вопрос или поднести к камере свою тетрадь, чтобы узнать, всё ли правильно он делает. Контрольные работы он решает сам и отправляет по электронной почте.

«Нужно, чтобы был эффект присутствия. Мы не можем оставить ребёнка одного, чтоб он самостоятельно занимался, как это обычно бывает в дистанционном образовании. Может быть, он отстал, у него какие-то проблемы. Такой режим даёт возможность вовремя их решить», — рассказывает заведующая лабораторией информационных технологий обучения Алла Бертик.

По её словам, один из самых сложных моментов в этой системе — объяснить «дистанционным» студентам все правила и технические моменты.

«Много времени нужно потратить на то, чтобы научить детей этим пользоваться. До поступления на дистанционную форму образования они зачастую никогда и не пользовались такими технологиями», — говорит Бертик.

Разговор слепого с глухим

Суть инклюзивного образования не только в том, чтобы студенты с нарушениями учились вместе со здоровыми, но и в том, чтобы инвалиды разных, как говорят в институте, нозологических (то есть патологических) групп, могли взаимодействовать.

Кажется, что, например, слепой и глухой общаться не могут. Но здесь эта проблема становится решаемой.

«Организован диспетчерский центр. В чём смысл? С любого мобильного телефона можно скачать приложение «Сурдофон» и связаться с оператором по принципу связи Skype. Оператор — профессиональный переводчик, он находится здесь полный день. Если слепому человеку нужна коммуникация с глухим, можно осуществить связь», — рассказывает заведующая лабораторией русского жестового языка Ольга Варинова.

В штате лаборатории — десять переводчиков. Они не только помогают в учебном процессе, но и пропагандируют жестовый язык среди его носителей. Почему слышащие люди решили этим заняться? Ответ оказывается простым.

«Мы все слышащие, но наши родители глухие. Соответственно, жестовый язык буквально впитали с детства», — поясняет Варинова.

Лаборатория также, по словам её руководителя, считается лидером в стране по подготовке переводчиков жестового языка.

В кабинете диспетчерского центра также есть технические средства, служащие «переводчиками» для слепых и слабовидящих — различные аудиозаписи, материал для работы со шрифтом Брайля, считывающие машины, печатное оборудование.

Мячики и роботы

В учёбе студентов с ограниченными возможностями есть нюансы, связанные не только с особенностями физического восприятия действительности. Существует и масса психологических проблем, решать которые помогают дополнительные занятия.

В цоколе института расположен свой спортивный центр. Холл у гардероба занимает огромное поле для игры Бочче.

«Игра интеллектуальная и направлена на то, чтобы они умели дифференцировать свои усилия. Мы знаем, что это проблема у наших ребят. Запускается маленький мячик, потом он закатывается в зону, и к нему ребята потихоньку подкатывают мячи. Та команда выиграет, которая ближе всех будет к этому мячу. Это важно: они могут запустить сильно, могут запустить медленно, этого они не понимают. Им нужно объяснить, как это делать», — рассказывает преподаватель адаптивной физкультуры Татьяна Казакова. В Бочче могут играть студенты разных нозологических групп, кроме слепых.

Дальше по коридору — тренажёрный зал. Слабовидящим, например, объясняет Казакова, нужно много работать с вестибулярным аппаратом. В принципе молодые люди с ограниченными возможностями часто стесняются идти заниматься спортом вместе с другими людьми. Здесь они могут привыкнуть к тренажёрам, чтобы потом посещать уже обыкновенные спортзалы.

На другом этаже есть даже кабинет робототехники. Проводит занятия здесь один из местных студентов. Саша — слабослышащий, но добился многого в программировании.

«Цель занятий — развитие алгоритмического мышления. Позже студенты могут самостоятельно при помощи 3D-принтера создавать части робота», — уточняет Алла Бертик.

Простой 3D-принтер находится в другом корпусе. Сюда же закупили готовый набор для моделирования. Он тоже достаточно элементарный, но, по словам Бертик, для учеников такое — в новинку.

«С ним могут заниматься и школьники, но по причинам финансовым дети видят здесь такое первый раз», — говорит преподаватель.

Дата: 27.10.2016, 19:45, Источник: info.sibnet.ru, Просмотров: 755

Схожие новости по теме:

Кремль прокомментировал «громкий» разговор Путина и Порошенко
Обама попросил Путина о разговоре с глазу на глаз
Обаму обвинили в «запрещенном» разговоре с Путиным
Российские солдаты смогут разговаривать со своей экипировкой
Раскрыт механизм перехвата «мобильных» разговоров в офисе
Гоголь затеял разговоры из темной комнаты
Порошенко раскрыл подробности разговора с Путиным
Видео: Разговоры пилотов Boeing-737 перед крушением попали в Сеть
Белый дом опубликовал свою версию разговора Путина и Обамы
Видео: Порошенко забыл украинский язык во время разговора о деньгах
Глава ВЦИОМ назвал главные темы «кухонных разговоров»
Видео: Путин подарил министру спорта разговорник
Лукашенко вызвал Путина на «серьёзный разговор»
Элтон Джон поделился подробностями разговора с Путиным
Путин встретится с саудовским принцем для серьезного разговора
СМИ рассказали подробности жесткого разговора Путина и Обамы в ООН
Разговор Путина и Обамы не решил проблем
Порошенко два часа разговаривал с Путиным, ему было тяжело






РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА

2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью
Автор: Maksim Semeykin

Дизайн: Master Daemon
Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024

Страница создана за 0,0312 секунд
Версия сайта 3.4.4
Версия админовки 1.6.2f
SQL запросов: 5 Время: 0,015625 сек.

Сейчас: 29.03.2024, 8:33
Участник рейтинга sweet211.ru

синонимайзер текста онлайн Прошивка магнитолы Geely Atlas Прошивка магнитолы Geely Coolray Прошивка магнитолы Geely Atlas Pro Прошивка магнитолы Geely Tugella