«Призрак в доспехах»: раздетая Йоханссон против злодеев
В российский прокат выходит экранизация культовой для
поклонников киберпанка манги «Призрак в доспехах» со Скарлетт Йоханссон в главной
роли. Студия Dream Works потратила почти восемь лет на создание сценария, а
также поиски режиссера и актрисы на главную роль.
Далёкое будущее. После нескольких мировых войн не осталось
людей без искусственных усовершенствований. Киборг по прозвищу Майор служит в
Девятом отделе японской полиции, который специализируется на поиске опасных
преступников.
Майор — уникальный продукт компании Hanka Robotics: её мозг
и сознание помещены в искусственное тело. Специальный костюм позволяет
девушке-киборгу становиться невидимой. Однажды Девятом отделу поручают найти и
убить неизвестного преступника, который проникает в сознание роботов и убивает
работников Hanka Robotics.
Киборг в прозрачном костюме
«Призрак в доспехах» — в первую очередь научно-фантастическая
манга Масамунэ Сиро, изданная в 1991 году. Она быстро стала популярной в Японии
и была экранизирована компанией Production I.G и режиссёром Мамору Осии в
формате полнометражных аниме-фильмов.
Аниме 1995 года когда-то вдохновило ещё братьев Вачовски
сделать трилогию «Матрица», а Джеймса Кэмерона сериал «Тёмный ангел». В 2008 году
Стивен Спилберг приобрел права на создание адаптации оригинальной манги, после
чего стало понятно, что голливудская версия «Призрака» — вопрос времени.
В итоге голливудский вариант культовой японской манги снял британский
режиссер Руперт Сандрес, а компанию Скарлетт Йоханссон составили великий японец
Такеши Китано и европейская звезда Жюльет Бинош.
Футуристический Токио. Уже с первых кадров зритель
оказывается в продуманном мире будущего, где нельзя упускать из виду каждую
деталь. Скарлетт Йоханссон в прозрачном костюме прыгает с крыши огромного
небоскрёба и начинает убивать злодеев, словно она «Хищник» из второго фильма. Сцена
освобождения заложников в картине — одна из самых эффектных за последние годы в
американском кино.
Голливудская версия «Призрака в доспехах» отсылает нас к
великому научно-фантастическому фильму Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». Не
секрет, что Мамори Осии в 1995 году сделал вольную версию мрачной картины
Скотта, где репликантом-сыщиком стала уже синтетическая женщина, а не
флегматичный персонаж Харрисона Форда.
Киборг Майор задаёт вечные вопросы о поиске самого себя.
Фильм наверняка будет пользоваться популярностью у студентов факультета
философии. В нём лейтмотивом, как и в оригинале, становится вопрос того, что
делает человека не машиной, а чувствующим и живым существом. В этом плане
картина найдет отклик у думающего зрителя, а не просто у любителей
«попкорнового» кино.
Новый стандарт киберпанка
Изначально главную роль Майора должна была исполнить Марго
Роби, но эффектная блондинка предпочла уйти в проект студии Warner «Отряд
самоубийц». В итоге выбор пал на Скарлетт Йоханссон, которая ещё в фильмах
«Люси» и «Побудь в моей шкуре» показала, что великолепно умеет показывать на
экране пограничное состояние человека, его природный дуализм.
«Призрак в доспехах» — второй, после «Логана» с Хью
Джекманом и главный сюрприз 2017 года а жанре коммерческого кино. Молодой
режиссёр Руперт Сандерс заявляет о себе, как о новом большом таланте, хотя его
дебют с фильмом «Белоснежка и охотник» нельзя назвать успешным.
Возможно, в процесс не вмешивались расчётливые продюсеры, но
«Призрак в доспехах» получился умным, сложным и одновременно развлекательным
блокбастером с элементами неонуара. Сандерс одновременно является фанатом
первоисточника, «Бегущего по лезвию» и даже Романа Поланского с его «Китайским
кварталом». Этим отсылки довольно органично смотрятся в фильме.
Однако чувство вторичности «Призрака» вряд ли позволит
картине сделать прорыв в жанре. Конечно, фильм соберет свою кассу, но не сможет
встать в один ряд с уже упомянутой картиной Ридли Скотта или «Матрицей» Вачовски.
Картине Сандерса не хватает нескольких смелых визуальных образов, тщательнее
продуманных персонажей второго плана.
Зато из очевидных плюсов — великолепный кастинг. Помимо Скарлетт
Йохансоон, в картине можно увидеть Майкла Питта, Жюльет Бинош, великого Такеши
Китано в образе кардинала полиции Дайсукэ Арамаки.
Каждое его появление на экране — настоящий праздник
для киномана. В момент, когда Китано выдаёт умную философскую мысль, а потом
беспощадно убивает нескольких злодеев, — понимаешь, что ради этого стоило идти
в кино. Желательно в IMAX. В любом случае, «Призрак в доспехах» подтвердил
звание одной из самых ожидаемых картин года.