Конструкторы Новосибирского государственного технического
университета создали первый в мире авиадвигатель из алюминия — это позволило
снизить его вес в два раза, в серийном производстве он будет дешевле аналогов,
сообщает пресс-служба университета.
Использование алюминия вместо стали позволило снизить вес
двигателя на 40–50 % по сравнению с традиционными двигателями аналогичной
мощности. В снаряженном состоянии он будет весить не менее 200 килограммов,
тогда как вес предшественника, двигателя М-14П, – не менее 250 килограммов.
При этом мощность нового двигателя выросла на 40 лошадиных
сил — до 400 лошадиных сил, а расход топлива снизился примерно на 15 %. Из
алюминия изготовлены даже те части, которые подвергаются самым высоким
нагрузкам: коленчатый вал, гильзы и маховик.
Алюминий уже применялся в авиационных и автомобильных
двигателях, но детали, работающие под высокой нагрузкой, до сих пор
изготавливаются из стали. Конструкторы НГТУ заменили их на алюминиевые с
помощью особой технологии плазменно-электролитического оксидирования (ПЭО),
созданной в Институте неорганической химии СО РАН.
«Суть технологии в том, что на алюминиевые детали
воздействуют плазменными разрядами, в результате чего на поверхности
алюминиевой детали образуется тонкий слой оксида алюминия, известного как
корунд. Корунд обладает высокой твердостью и температурой плавления, именно
поэтому алюминиевые детали с корундовой поверхностью могут заменить стальные в
двигателе. Детали нового двигателя были специально сконструированы для эффективного
применения технологии ПЭО», — говорится в сообщении.
Новый двигатель будут устанавливать на двухместные самолеты
Як-52, старые двигатели которых либо уже выработали свой ресурс, либо находятся
на грани выработки. Сейчас в России эксплуатируется несколько сотен самолетов Як-52,
они используются как учебно-тренировочные самолеты в школах ДОСААФ, а также как
частные и коммерческие самолеты.
Наземные испытания двигателя успешно прошли на аэродроме
Мочище под Новосибирском. Теперь создатели будут проводить испытания
заявленного ресурса двигателя, который не меньше, чем у моторов из стали, — 2 тысячи
часов. После этого двигатель будет установлен на самолет Як-52, и начнутся его
летные испытания.
Двигатель будет использовать обычный автомобильный бензин
АИ-95. Также на него будет устанавливаться автономная система подогрева.
Предполагается, что в серийном производстве двигатель будет вдвое дешевле
современных аналогов.
Двигатель разрабатывает созданная выпускниками НГТУ компания
«ЗК-Мотор». Разработчик двигателя – профессор кафедры самолето- и
вертолетостроения факультета летательных аппаратов НГТУ Илья Зверков, коллектив
разработчиков составляют аспиранты и магистранты НГТУ.