Холдинг «Российские космические системы» опубликовал
уникальные фотографии создания первой советской дальнобойной баллистической
ракеты Р-1, разработанной на базе немецкой «Фау-2» и испытанной 70 лет назад.
Фотографии элементов автономной системы управления ракеты
сделали специалисты НИИ-885 (сегодня — РКС) и собрали в альбом в 1950 году. До
сих пор этот документ оставался недоступным для широкой аудитории.
«При организации производства приборов системы автономного
управления специалистам пришлось столкнуться с целым рядом проблем — от
технологических трудностей предприятий-поставщиков до полного отсутствия в СССР
требуемой компонентной базы», — приводит РИА Новости сообщение компании. Так,
производство некоторых компонентов наладили специально для проекта, оно шло
параллельно с испытаниями первых образцов.
Фото: © "Российские космические системы"
Р-1 была аналогом немецкой ракеты «Фау-2», которую советские
специалисты, включая сотрудников НИИ-885, изучали после войны. Постановление
Совета Министров СССР о создании Р-1, выпущенное 13 мая 1946 года, положило
начало советской ракетно-космической промышленности, став датой рождения многих
профильных предприятий отрасли, в том числе НИИ-885, сообщает РИА Новости со
ссылкой на компанию.
В НИИ-885 было создано два базовых подразделения, одно их
которых возглавил главный конструктор автономных систем управления Николай Пилюгин,
а второе — главный конструктор систем радиоуправления Михаил Рязанский. Оба они
входили в совет главных конструкторов, созданный Сергеем Королевым, и активно
продвигали свои направления. При создании Р-1 за основу взяли автономную
систему управления «Фау-2», но по мере увеличении дальности полета ракет стали
применяться обе системы.
Автономная система управления Р-1, создаваемая под руководством
Пилюгина, стала итогом переосмысления советскими инженерами немецкого аналога.
Сначала они тщательно исследовали и полностью воспроизвели оригинальную систему
управления «Фау-2». И уже на основе этого опыта приступили к созданию
собственной системы управления с применением отечественных элементов и
материалов.
Ракета имела одноконтурную систему управления —
контролировать во время полета можно было только угловое положение оси ракеты и
момент выключения двигателей. Наведение велось по таблицам пуска по цели с
заранее известными координатами — задавалось направление пуска и время работы
двигателя ракеты. Вся информация, необходимая для управления движением,
поступала с гироскопов и акселерометров.