Внедрение автоматизированных машин для создания обуви в
Новосибирской области и открытие обучающего центра для сотрудников отрасли, по убеждению инвесторов, позволит
России решить проблему нежелания местного населения быть рабочими на заводах и в конечном итоге позволит обогнать Китай и Индию по производству обувной продукции.
В понедельник в Бердске Новосибирской области открыли первый
в России учебный центр производителя автоматизированных швейных систем Orisol
на базе производства группы компаний «Обувь России». Он ориентирован на
подготовку конструкторов-модельеров, технологов, которые будут работать с
современными ЧПУ-станками и 3D-программами. Учиться здесь будут жители России и
стран СНГ. Инвестиции компании «Обувь России» в запуск и оснащение центра
составили 20 миллионов рублей.
Битва с Китаем
«Многие партнеры спрашивают: зачем вы хотите учить своих
конкурентов? Учитесь сами, владейте эксклюзивно технологией... Мы производственные
компании в России — не конкуренты друг другу, и должны кооперироваться. Если мы
вместе будем внедрять технологии, то повысим конкурентоспособность перед
импортными производителями», — сказал на открытии центра директор группы компаний «Обувь
России» Антон Титов.
Он отметил, что Индия и Китай еще не так давно не были крупными
производителями обуви, а сейчас являются лидерами. И российские фабрики способны отвоевать рынки, по крайней мере, при условии внедрения современных технологий местные производители в ближайшем будущем смогут вернуть долю отечественного
сегмента.
Титов сообщил, что до кризиса объем обувного рынка России был около 400 миллионов пар, в 2015 снизился до 290 миллионов пар. Но в 2016-м наблюдается восстановление спроса в размере 6-7%.
«Уникальная ситуация на рынке. Это ослабление рубля, которое
дает преимущество с точки зрения издержек, и смена технологического поколения в
отрасли. Швейные и ЧПУ-раскройные комплексы появилось недавно. Смена поколения
в отрасли и за рубежом, и в России идет одновременно. Те фабрики, которые
оснащаются новыми станками, во многом опережают азиатские компании, где процессы
идут медленнее и не так много компаний перешло на новую технологию», — пояснил свой оптимизм Титов.
По его словам, производительность по классической технологии
может расти только за счет физических возможностей персонала и ограничено
размером штата. Автоматизированная швейная система увеличивает производительность
за счет качества и технологичности.
«Для работы с кожаной обувью швею надо готовить три-пять лет до
уровня профессионала. По нашей практике, на новой линии Orisol на нашем
предприятии сотрудники за месяц начали выходить на объемы. В отличие от базовой
технологии, где у новенькой швеи низкое качество и производительность, в случае
с Orisol производительность не высокая, но идеальное качество. Качество зависит
не от сотрудника, а от машины. Далее идет наращивание объемов», — рассказал
глава группы компаний «Обувь России».
На предприятии установлено 20 станков машин Orisol, каждая из
которых стоит 10 до 20 тысяч долларов. Число станков на фабрике по отношению к
обычным составляет 30%, но на них производится 70% обуви, так как
производительность повышается в пять-шесть раз.
«В Китае труд операторов стоит 600 долларов в месяц. Это
много. Поэтому работа уходит из Китая. Должны быть готовы здесь ее принять. Но
в России проблема, что люди не хотят работать на заводах. Нет рабочей силы.
Автоматизация — решение кадровой проблемы.
Можно взять человека практически с улицы и быстро обучить. Кроме того, молодежи
ближе работа с техникой», — сказал в свою очередь вице-президент
по продажам и маркетингу компании Orisol Эйби Штайнбах.
Вышивают и заменяют
Учебный центр, оснащенный автоматизированными швейными системами, презентовали представителям обувных производств из разных городов России.
В небольшом помещении стоит несколько станков, каждый из которых может заменить от четырех до восьми швей. Все начинается с работы в программе на основе AutoCAD, где можно увидеть возможные швы, нижнюю и верхнюю часть поллет (комплектующие необходимые для изготовления обуви).
Далее образец копируется на флеш-карту и переносится на
фрезерный станок, который вырезает заготовку. В нее вкладываются детали и
автоматически сшиваются. Вышивальная машина может выполнить сложные узоры за короткое
время. Сотруднику остается лишь контролировать процесс, запускать и останавливать станки.
«Несколько лет назад технология производства обуви принципиально изменились: мы перешли от пошива обуви в объемной заготовке к пошиву в плоском виде, что потребовало адаптации моделей и технологий их изготовления. Эта революция связана с автоматизацией процессов раскроя и пошива обуви. И у истоков этой революции стояла компания Orisol, которая первой разработала машины нового типа с программным управлением», — пояснил Штайнбах.
Как рассказала главный технолог фабрики обуви «Ионесси» из
Красноярского края Ирина Шугай, компания сейчас рассматривает оснащение своего производства этой техникой,
так как нужно закрывать дефицит квалифицированных кадров.
В то же время, она уверяет, что опасения сотрудников насчет замены их машинами напрасны, так как 100% швей и
технологов не заменишь на оборудование.
«Автоматизация дает возможность производить более сложный
ассортимент, в основном это повседневная обувь, полуспорт, спортивная и
спецобувь, — добавил Титов.
По его оценкам, внедрение новых технологий целесообразно при объеме производства 1-1,2 тысячи пар на модель, то есть это фабрики с выпуском продукции от 250-500 тысяч пар обуви в год, каких в России сегодня большинство.