«А не закопать ли нам обратно в курган мумию «алтайской принцессы»?» Эта появившаяся на днях идея мгновенно разошлась по новостям. Еще бы: не каждый день в музеи собирается нагрянуть общественность, чтобы вернуть экспонаты на их законное место – поглубже в культурный слой.
Фото: Алексей Обухов
Причем саму мумию «принцессы Кадын» мало кто видел – и пока ее изучали археологи, и сейчас, когда она спрятана от любопытных глаз в музее Горно-Алтайска. Зато большинство слышало об «уникальной находке». Из-за такой рекламы Кадын для коренных алтайцев и превратилась в символ.
Чем меньше известно о культуре, к которой принадлежала девушка из кургана на плато Укок, – тем лучше, больше простора для фантазий. Мумия сначала становится «принцессой», потом – хранительницей окрестных земель. И вот уже подтягиваются духи, разгневавшиеся из-за разрытого кургана…
Сейчас внешне все гладко: «этнические алтайцы» собрались на свой съезд и постановили – мумию надо закопать обратно, ведь после вскрытия кургана на регион обрушились бедствия: от землетрясений до недавнего потопа. Да и вообще – не по-человечески это, глумиться над останками. Нормальный такой этический вопрос из области «Как нам зарыть Ленина», всегда возникающий перед выборами. Это ж вам не экономика – это этика, в которой специалист каждый первый. А если «специалист» воцерковлен или «вошаманен», то зачастую у него можно найти и справку.
Фото: Алексей Обухов
Вот, собственно, слово и сказано – выборы. Что у нас на дворе? – Август? А в сентябре алтайскому генерал-губернатору Бердникову как раз идти на новый срок. Понятно, что волноваться особо не стоит: хотя соцопросы по-прежнему делаются на Малой Арнаутской, его примерно 40% позволяют обходиться без популизма.
Однако привычка – вторая натура. А тут вдруг – как вовремя, как кстати – озабоченная этническая общественность с такой архисвоевременной инициативой. Ее губернатору если уж и не поддержать, то во всяком случае – обсудить, заботливо посверкивая затемненными очками.
И вот уже появляется обращение на его сайте, в каждой строке которого сквозит забота о народе. «Хочу напомнить, – пишет Бердников, – что вопрос о «переселении» знаменитой скифской мумии из Института археологии и этнографии Новосибирска в Горно-Алтайск был решен при моем непосредственном участии». Дальше следует текст «и вашим, и нашим», из которого очевидно одно – решать вопрос губернатор не намерен, обещая утопить его в обсуждениях и согласованиях.
Зато важен финал: «обещаю, что возьму эту нашумевшую проблему под свой контроль и постараюсь принять правильное решение». То бишь я – и никто другой – помогу вам. А уж кто эти вы – мастера ли курганного дела с заступом в мозолистых шаманских руках, или взволнованные археологи – тут каждый может примерить на себя роль подведомственного народа.
Это – первый подтекст, в котором этика, как всегда, уступает место меркантильному расчету на пару лишних процентов на выборах.
Фото: Dmitry Kobzev
Второй же подтекст возникает, если присмотреться к тому, кто и как озвучил инициативу по захоронению мумии. «Проводником воли Кадын» выступил Акай Кине (творческий псевдоним Сергея Кыныева), идеолог алтайской «Белой веры», уполномочивший себя говорить от имени 40 зайсанов – глав алтайских родов.
Все оказалось очень кстати – и подписи, которых «за захоронение» от «этнических алтайцев» он будто бы собрал уже 16 тысяч, и единодушие тех же зайсанов. Потом, правда, вышла маленькая неувязочка – присутствовавший на собрании бывший Эл Бакчи (официальный «общественный лидер» алтайцев) слова Кыныева опроверг, сообщив, что ни о каком голосовании речи не шло. Но это уже детали, главное, как верно рассудил Кыныев, заявить тему.
Его «Белая вера» – неоязычество, во многом основанное на национализме. Большинство идей Кыныев берет из алтайской религии начала века – бурханизма. Ключевыми тезисами учения были вражда с русскими, христианами и почему-то кошками. Если первых и вторых предлагалось дразнить и презирать, то кошек нужно было убивать без раздумий. Такая вот форма «национального возрождения», очаровавшая гостившего на Алтае Рериха. Кыныев и сейчас подчеркивает национальную устремленность своих взглядов – «объединение тюркской нации», которого «боятся русские». Это вам не уютная новосибирская федерализация.
Впрочем, не стоит переоценивать политический вес Белой веры – «шаманам» далеко до РПЦ, они лишь копируют ее приемы, то негодуя на ню-фотосессию на фоне алтайских красот (священные же места!), а то требуя закопать мумию. Но настоящего инквизиторского огонька, как в деле Pussy Riot, здесь пока не видно.
Фото: мэрия Горно-Алтайска
Так что, увы, но и в этом случае о самой мумии мало кто думает – кроме разве что археологов да музейщиков. И пусть они из года в год повторяют, что к тюркам-алтайцам находка генетического отношения не имеет, что принцессой Кадын никогда не была, принадлежала к «среднему классу» скифского общества, но на политику и религию факты, как обычно, не влияют. Просто найденной мумии однажды не повезло с «вниманием общественности». Ведь находили на Алтае и останки «денисовского человека» – почему бы не озаботиться возвращением их в родную пещеру, дабы не тревожить покой предков? У него с «коренными алтайцами» общего ничуть не меньше, чем у Кадын. Но нет, он «не в тренде», что для науки, безусловно, только к лучшему.
Так что пройдет месяц, состоятся выборы – и тема мумии сама по себе заглохнет – до очередного случая, когда кому-нибудь понадобится поднять рейтинг. Чем «принцесса Кадын» хороша – так это тем, что она всегда под рукой в музее. Кто же всерьез будет закапывать такое электоральное богатство?
Алексей Обухов, специально для Sibnet.ru.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.