После обретения независимости перед молодой республикой встал выбор - войти в ядерный клуб или добровольно отказаться от ядерного оружия. Н.Назарбаев принял второе решение, которое было положительно воспринято всеми ядерными державами - США, Россией, Великобританией, Францией и Китаем. В 1995 году был уничтожен последний ядерный заряд на Семипалатинском полигоне и Казахстан стал де-факто безъядерным государством. Несомненно, выбор Н.Назарбаева можно расценивать как серьезный шаг в сторону региональной и глобальной стабильности. Республика Казахстан расположена поблизости от таких очагов нестабильности как Афганистан, Иран и ближневосточный регион, поэтому в случае, если бы на его территории сохранялись ядерные установки, они могли бы попасть под пристальное внимание террористических организаций. Сегодня же в Центральной Азии наблюдается относительное спокойствие.
Отказ Казахстана от использования ядерных технологий в военных целях вовсе не означает, что страна не проявляет интереса к ядерной энергетике. Сейчас Казахстан по залежам урановых руд, составляющих четверть мировых запасов, уступает только Австралии, а по производству урана занимает третье место в мире. В стране сохранилась научная база, позволяющая не только наращивать производство урана, но и переходить от продажи урановой руды к выпуску продукции с более высокой степенью обработки. При этом Казахстан не отказывается от сотрудничества с другими странами, включая Россию. Последним совместным проектом двух государств стал Международный центр по обогащению урана в городе Ангарске.
Комментируя итоги проведенной в Астане конференции, заместитель госсекретаря США Дж. Руд отметил, что были приняты совершенно практические шаги, направленные на минимизацию угрозы террористической атаки с применением ядерного оружия, а также на усиление и углубление конкретной работы по противодействию его распространению. Заместитель министра иностранных дел России С.Кисляк заявил, что конференция в Астане подвела итог большой работы по разработке и запуску этой Глобальной инициативы как многостороннего механизма взаимодействия в борьбе с международным терроризмом. Она заложила основу для дальнейшей серьезной работы в этом формате.
По словам г-на Кисляка, если угроза ядерного терроризма существует, то ее источники абсолютно не в России. - У нас в стране меры защиты ядерных материалов - одни из самых высоких, ядерное оружие России в чужие руки не попадало и попасть не может, - сообщил замглавы МИД РФ, отвергая возможность развития сценария аналогичному делу Лугового. К счастью, сегодня уровень взаимопонимания между Россией и США, между Казахстаном и США исключает подобные обвинения, - подтвердил замминистра иностранных дел Казахстана Ержан Казыханов. - Мы говорим здесь о ядерных объектах мирного характера, утечка ядерных материалов с военных объектов России практически невозможна.