Об этом свидетельствует, в частности, отношение России к одной из главных тем саммита в Хайлигендамме - проблемам климата. Москва однозначно сразу же поддержала политику Европы по этому вопросу. Практически без особых разногласий в Москве был ратифицирован Киотский протокол, и Россия обязуется до 2012 года придерживаться своих обязательств. В Германии Москва вновь подтвердит свою приверженность этому документу. Более того, она намерена призвать присоединиться к нему США, Китай, Индию и другие страны.
Оставаясь верным требованиям Киотского протокола о снижении выбросов СО2 в атмосферу, Россия видит для себя альтернативу в покрытии дефицита в энергетике в форсировании строительства атомных электростанций. Стоит задача в течение следующих 10 лет удвоить общее производство электроэнергии.
Такого рода планы России вызывают в Европе критическое отношение, особенно со стороны зеленых. После Чернобыля атомные электростанции во многих странах мира рассматриваются как источник потенциальной опасности. Но Россия не является одинокой в своем стремлении все же делать ставку именно на этот источник электроэнергии. По расчетам специалистов в ближайшие десять лет во всем мире будет построено от 200 до 300 атомных станций. В России сегодня имеется 30 станций, а до 2030 года будет дополнительно построено еще 26. По мнению Игоря Шувалова, лучшего ответа на требование о снижении выбросов С02 нет.
Уже сегодня российские эксперты изучают возможности широкого участия ведущих мировых исследовательских центров по атомной энергетике в реализации этих честолюбивых планов. При всем критическом отношении в
Германии к строительству атомных электростанций концерн Симменс не сворачивает исследования в этой области. В Москве хорошо знакомы с этими исследованиями и оценивают их уровень как весьма высокий. В Хайлигендамме российские эксперты не будут скрывать своей заинтересованности в тесной кооперации с европейскими концернами, особенно с Симменсом.
Потенциальное сотрудничество с такими фирмами, как Симменс в атомной энергетике представляется беспроблемным. Однако Россия, стремясь к более тесной кооперации с индустриальными странами мира, ощущает, что ей самой непросто выйти на западные рынки. Нередко такого рода ограничения носят характер политической дискриминации. Кремль обвиняют в стремлении доминировать в некоторых ведущих отраслях экономики Европы, в частности, взять под свой контроль распределительные системы доставки энергоносителей.
Опасаясь, что финансовая мощь России может позволить ей более активно вести себя на внутренних рынках Европы, Евросоюз намерен серьезно улучшить всю энергетическую инфраструктуру, начиная от создания специальных банков, и кончая огромными инвестициями в развитие всей добывающей и распределительной сети энергосырья.
Однако есть голоса и в пользу российского участия в такого рода проектах. Если считать, что Россия быстро продвигается в сторону рыночной экономики, то искусственное сдерживание экспансии российского капитала на европейские рынки представляется анахронизмом. Ложные страхи, что такая экспансия приведет к еще большей зависимости Европы от Москвы, убедительно опроверг Владимир Путин, выступая перед баварскими промышленниками в Мюнхене. Он прямо заявил, что не надо бояться русского капитала и что зависимость эта двусторонняя. Россия не меньше Европы нуждается в западных инвестициях. Кроме того, благополучие российской экономики в решающей степени зависит от энергопотребителей на Западе.