Где лечиться «жертвам Венеры»?
Дерматовенерологическая служба Новосибирска в зеркале 131-го закона
Наряду с переменами в российской системе здравоохранения меняется структура медицинских учреждений, в том числе и в Новосибирске. В нашем городе в первую очередь перемены коснулись учреждений социальной сферы специализированных интернатов для умственно отсталых, которых объединили в целях экономии. Затем, вероятнее всего, из этих же соображений, объединили поликлиники. Настиг «ветер перемен» психиатрические, наркологические и фтизиатрические службы, которые передали на баланс области. А вот дерматовенерологические лечебницы пока оказались за бортом. Оттого медики и волнуются.
Фото с сайта apteka.dp.ua
В отечественной дерматологии накопилось много проблем организационного характера. Как известно, в некоторых регионах диспансерная служба «реформируется» закрываются дерматовенерологические диспансеры. В других отдают предпочтение дневным стационарам. В Новосибирске пока судьба дерматовенерологической службы еще не определена. Но, как утверждают медики, ситуация в этой сфере сложилась непростая. И все это «благодаря» 131-му федеральному закону, который в корне поменял систему финансирования. Ранее все городские службы здраво-охранения, в том числе и дерматология, финансировались либо через систему обязательного медицинского страхования, либо из муниципального бюджета. Теперь же экономическую ответственность должен нести субъект Федерации, то есть область.
В Новосибирске в настоящее время функционируют шесть вен-диспансеров и два стационара. Специалисты, семьсот сотрудников, круглосуточно оказывают помощь новосибирцам, вплоть до выездов на дом. Очереди к ним как в «талонное» время за водкой. Страждущих излечиться от всякой гадости с каждым днем становится больше, а вот денег у этой службы все меньше и меньше. Пришлось даже сократить больничные места в одном стационаре на пятьдесят коек, отпустив при этом сотрудников в бессрочный отпуск.
Ситуация в дерматовенерологической службе города действительно непростая, соглашается начальник управления здравоохранения мэрии Александр Львов. Когда вышел 131-й закон, мы настаивали на том, чтобы передать на содержание субъекта Федерации службы психиатрии, наркологии и фтизиатрии. В тот момент решение о кожно-венерологической службе принято не было, поскольку она не так велика, как вышеперечисленные. В результате она продолжает финансироваться по старому механизму. На данный момент ее бюджет составляет тридцать два миллиона рублей. Они идут на зарплату, медикаменты и питание стационарных больных. На жилищно-коммунальные нужды уходит еще десять миллионов рублей в год. А нам только в этом году необходимо сорок девять миллионов. И то этих денег едва хватит на зарплату, сносное питание больных и более-менее приемлемое обеспечение медикаментами. К сожалению, мы недополучаем от государства пятнадцать миллионов рублей. А это серьезная цифра.
Между тем венерических заболеваний меньше не становится, и лечение многих из них должно проходить в стационаре. Увы, самым распространенным из них остается сифилис: в начале 90-х годов он поутих, зато пару лет назад заболеваемость им выросла в десять раз. Лечение месячный курс проходит исключительно в стационаре. Самолечение может привести не только к потере носа или уха, но и к летальному исходу.
В таком же неустойчивом равновесии находятся и кожные заболевания, которые также требуют длительного лечения и госпитализации больных, особенно если они остро заразные. Лечение кожных болезней всегда связано с применением мазей и красящих жидкостей, вроде зеленки или ядовито-красного препарата Кастелани. Стационары дневного пребывания, на которые тоже делается ставка, здесь явно не к месту. Вряд ли кто-нибудь из больных пожелает прогуливаться по городу в зелено-красных горошинах.
Для решения сложившихся проблем Александр Львов предложил передать городскую дерматовенерологическую службу области, то есть субъекту Федерации, как, впрочем, и гласит закон.
Предложение Львова вызвало разные реакции.
Главный врач Новосибирского кожно-венерологического диспансера Наталья Лузан высказала опасения, что передача службы субъекту Федерации вызовет резкое сокращение сотрудников: по новым нормативам в городе должно остаться всего двенадцать специалистов. Этого количества явно недостаточно. Очередь на прием пациенты будут ждать неделями, и, как следствие, произойдет рост кожных и венерологических заболеваний.
Председатель комиссии горсовета по социальному развитию Андрей Андрейченко предложил не торопиться с выводами и создать рабочую группу для анализа ситуации, напомнив, что депутаты уже использовали такую группу при передаче муниципалитету полномочий по социальной защите.
Я понимаю опасения специалистов, высказался Андрейченко, действительно, опасность сокращения службы при передаче ее области существует. Но проблему нужно решить кардинально, и для этого нужна рабочая группа, которая учла бы все возможные варианты. Сегодня речь идет не о том, передавать или не передавать службу области, а о том, чтобы до конца года выстроить нормальные финансовые отношения.
Но как бы там ни было, а врачам придется строить свою работу с учетом требования нового закона. Вот только в том, что им будет непросто, никто не сомневается.