Сенаторский клуб при Совете Федерации часто берет на себя роль дискуссионной площадки, где обмениваются мнениями ученые и специалисты. В стране, к сожалению, делается явно мало для оптимизации водного хозяйства, но сложившаяся ситуация заставляет принимать серьезные решения, - сказал, открывая заседание, член комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Хусейн Чеченов. Сенатор привел такие цифры: по данным Госсанэпиднадзора, половина жителей страны, а в отдельных регионах - до 70%, вынуждены пользоваться некондиционной водой. Одна треть водопроводов России подает воду с повышенным содержание железа, что способствует развитию аллергических реакций, болезней крови. Там, где используется вода из подземных источников, население чаще болеет гипертонией, желудочными заболеваниями.
Совет Федерации, конечно, мог бы помочь усовершенствовать управление водными ресурсами государства, - считает руководитель Федерального агентства водных ресурсов Рустем Хамитов. - Мы, профессионалы, знаем: водное богатство страны - только видимое, оно тает, а качество воды неуклонно падает. В числе главных причин, способствующих негативным процессам, Хамитов назвал отсутствие очистных сооружений современного уровня, агрессивное наступление человека на берега рек, озер и водоемов, а также в целом низкую культуру водопользования в российском обществе.
И все же первоосновой бед, по мнению Хамитова, является отсутствие в стране рациональной системы управления водными ресурсами. Такого же мнения придерживается и министр природных ресурсов Юрий Трутнев: Управление водными ресурсами архаично, не соответствует современным условиям, - заявил он на заседании правительства, посвященном водным проблемам.
Вопросы управления водными ресурсами сегодня разбросаны по двум десяткам органов федеральной власти. В конечном итоге - спросить не с кого. Как пояснил Рустем Хамитов, формально за водные ресурсы отвечает его ведомство, но с другой стороны нормативы и объемы сброса загрязняющих веществ определяются Ростехнадзором.
Есть и другие нестыковки: водное агентство отвечает за качество воды, занимается инвестициями в водную сферу, но строительство очистных сооружений осуществляет другое агентство - Росстрой, которому все равно где их строить - на берегу Волги, Амура или даже на Луне. Негативно сказывается и то, что четко не разделена ответственность за состояние водного хозяйства между местными и федеральными властями. В результате - идет борьба за раздел полномочий и право осуществления ресурсного и экологического контроля.
Казалось бы, новый, очень революционный Водный Кодекс, вступивший в силу в этом году, должен был все расставить на места. К сожалению, наши критические аргументы не были услышаны во время работы над Кодексом, и получилось то, что получилось: документ вносит большую сумятицу в неустановившееся управленческое и правовое поле, - сожалеет Хамитов. Он уверен, что Совет Федерации может исправить ситуацию, улучшая документ методом поправок.