Не хочешь учиться заставят
Министерство образования и науки обнародовало тезисы доклада министра Андрея Фурсенко «Об итогах деятельности министерства в 2006 году и задачах на 2007 год»
Основным достижением сотрудников своего ведомства в деле законотворческой деятельности Андрей Фурсенко считает ряд законодательных актов, направленных на повышение доступности образования и улучшение демографической ситуации.
Так, в 2006 году были приняты поправки к закону «Об образовании», предусматривающие льготы при поступлении в вуз для молодых людей, прошедших военную службу по контракту.
Переход на трехуровневую систему высшего образования бакалавриат, специалитет и магистратуру тоже, как считают в Минобрнауки, увеличит доступность высшего образования и существенно облегчит жизнь тем, кто желает работать или продолжать образование за границей.
Новостью для общественности стал еще не принятый законопроект об установлении обязательности среднего общего образования. В настоящее время полное общее образование в нашей стране не является обязательным. Можно покинуть стены школы, окончив 45 классов. Существуют даже специальные профессиональные училища, куда принимают юношей и девушек с неполным средним образованием, обучают несложным специальностям маляра, плотника, каменщика, после чего комплектуют малообразованными работниками особо нуждающиеся в рабочей силе хозяйственные объекты. Некоторые родители, пользуясь законодательством, вообще не отдают детей в школу.
Кто и как будет принуждать к учебе нерадивых школьников и их родителей, каким образом это будет сочетаться с правами человека, за соблюдением которых сейчас так ревностно следят правозащитники, в законопроекте не сказано.
В области материальной поддержки образования, как следует из доклада, тоже сделано немало. Аспиранты федеральных государственных вузов с 1 января 2006 года получают государственные стипендии 3000 рублей, студенты университетов и академий 1200 рублей, учащиеся учреждений среднего профессионального образования 700 рублей. Доплаты за ученую степень в 2006 составили 7000 рублей для докторов наук, 3000 для кандидатов наук. В целом в 2007 году финансирование системы образования планируется увеличить до 48,6 миллиарда рублей (на 67 процентов больше, чем в 2006).
Зарплата учителей за 2006 год выросла с 6949 до 9273 рублей. Но все равно она маленькая 74 процента от средней зарплаты в экономике. А, по мнению правительства, учитель должен получать ни в коем случае не меньше, чем непосредственный участник рыночного экономического процесса.
Пять тысяч молодых талантливых граждан страны удостоились премий президента. В Новосибирске 68 школьников и студентов получили материальное поощрение в размере 60 и 30 тысяч рублей. Среди награжденных победители всероссийских и областных олимпиад и соревнований в номинациях: «Научная и учебно-исследовательская деятельность», «Художественное творчество», «Любительский спорт», «Социальная и общественно полезная деятельность».
Некоторое сомнение в плане реализации вызывает проект постановления правительства о проведении эксперимента по государственной поддержке образовательных кредитов. На сегодня положение таково, что получить кредит может только студент, готовый представить банку в качестве поручителя богатого папу. Эксперимент предусматривает, что в роли поручителя будет выступать государство, а студент, который не сможет отдать кредит, будет должен по окончании вуза отработать определенный срок там, куда его пошлет государство. Студенты идею поддерживают и не испытывают никакого страха перед возращением распределения. Но вот посчитают ли банкиры гарантии государства достаточно надежными? Пока ни один банк не изъявил желания выдавать кредиты студентам под гарантии государства.
Об участии объединений работодателей в создании стандартов, учебных программ и оценке качества профессионального образования говорят давно. Причем, в первую очередь, сами работодатели: мол, молодых специалистов приходится переучивать, так как система высшей школы до сих пор не перестроилась под требования рыночной экономики. А что касается «технарей», то их обучают на аппаратуре прошлого века, которая реально уже нигде не применяется, и это никуда не годится. Тем не менее принимать участие в образовательном процессе работодатели пока не спешат, видимо, считая, что это слишком хлопотно.
Одновременно с материальной и законодательной поддержкой министерство планирует усилить контроль за образовательными структурами. В 2007 году специалисты Минобрнауки провели повторное лицензирование 700 вузов, в результате чего у 26 из них приостановили лицензии, одну лицензию аннулировали, 27 филиалов вузов закрыли (в том числе и в Новосибирске). В 2007, как рассчитывают в Минобрнауки, будет принят закон о создании системы государственного контроля и надзора в сфере образования.
Зато перед университетами и академиями, подтвердившими качество предоставляемых знаний, открываются обширные перспективы международного сотрудничества. Соглашения о расширении обменов достигнуты с Венгрией, Словакией, КНР. Меморандум о взаимопонимании подписан между Минобрнауки и Министерством образования США, что немаловажно в связи с ужесточением Соединенными Штатами визового режима и усложнением правил пребывания иностранцев в этой стране.
Новшеством является проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством Итальянской Республики о взаимном признании документов о высшем образовании. До настоящего времени у российской молодежи не было возможности учиться или стажироваться в этой европейской стране.