Информационный портал
 ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО
 ЭКОНОМИКА

    ВСЕ НОВОСТИ    |    ПОЛИТИКА И ОБЩЕСТВО    |    ЭКОНОМИКА    |    HI-TECH    |    E-BUSINESS    |    ПРОИСШЕСТВИЯ    |    НОВОСИБИРСК    |    ШОУ-БИЗНЕС
Новости / Новосибирск / «Умолкнет гармошка, визгливая дура»?
 

«Умолкнет гармошка, визгливая дура»?

80 лет назад в обществе разгорелся спор: нужен ли этот инструмент народу?

Гармошка, гармоника является одним из наиболее распространенных народных музыкальных инструментов. Многие думают, что это изобретение исконно русское. Оказывается, нет. Первую ручную гармонь изобрел немецкий мастер Бушман в 1822 году. В России же производство этого инструмента возникло в 30–40-х годах XIX века в Туле. Отечественные мастера создали много разновидностей гармони двух основных типов. К первому относились те, на которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка давала различные звуки. Это тульские, саратовские, бологоевские, петербургские и другие гармоники. На инструментах второго типа растяжение и сжатие мехов не меняло высоты звука. В их числе вятская, ливенка, русянка и другие. К ним принадлежала и сибирская гармошка. Одновременно в России можно было встретить немецкие и венские гармоники.

Не будет гармошки, не будет и лекции

Демьян Бедный был не прав: гармонь была нужна людям и тогда, нужна и теперь!

Словом, этот инструмент прочно завоевал позиции в жизни простого народа, особенно в сельской местности. Без него не мыслилась ни одна вечорка. Каждый вечер парни и девушки собирались вместе: зимой — в какой-нибудь избе, летом — на улице, и обязательно с гармошкой. Правда, эти сборища не всегда носили пристойный характер. Корреспондент одной из местных газет пришел в ужас, побывав на одном из таких мероприятий. «Ввалился на посиделки. От ужаса вылезли на лоб гляделки. В избе чуть-чуть горел в лампе огонь. Галдеж, матерщина и самогонная вонь. В углу неистово наяривала гармошка. Ретиво налегал на пищики гармонист Мирошка. Пьяно изгибались парни, как волки в овчарне. Фигуры и рожи — как будто из свиной кожи. Лапали девок у всех на виду (спервоначалу я думал, что нахожусь в бреду). Девки визжали, как кошки, под серые взвизги гармошки…»

После революции комсомольцы решили, что нужно как-то с этими вечорками заканчивать и переманить беспартийную молодежь на свою сторону. Вопрос: как это сделать? Молодежь утомляли нудные полуторачасовые рассказы из истории комсомола. Сидят они, носом клюют, но стоит лишь пройти мимо избы парню с гармошкой, всех как ветром сдуло — все за гармошкой ушли. Часто девушки спрашивали: «А после беседы у вас будет гармошка?» Если да, то слушали лектора, нет — шапку в охапку, и до свидания. Тут-то комсомольцы и придумали, что гармошку можно использовать в качестве приманки, чтобы «вовлечь широкие массы беспартийного молодняка в учебу».

В 1934 году рабочие тульских заводов преподнесли гармонь в качестве подарка XVII съезду ВКП(б)

Почти каждая комсомольская ячейка, клуб, изба-читальня приобрели сей драгоценный инструмент. И, несмотря на запреты коммунистов, устраивали после официальной части и танцы, и пляски.

Началось победоносное шествие гармони по всей стране. Газеты писали: «Народный музыкальный инструмент, загнанный при царизме на задворки, в кабак, в пивную, имеющий законное признание только на деревенских и рабочих вечеринках, — гармонь была вытащена на широкую дорогу советской общественности».

Комсомольцы устраивали конференции гармонистов, ставя перед ними новые задачи в области репертуара и дальнейшего усовершенствования самого инструмента. Стали даже проводиться конкурсы на лучшего исполнителя. Новое «гармонишное» движение превратилось в одно из орудий воздействия на подрастающее поколение.

«Камаринская» под… гусли?

И вдруг как гром среди ясного неба… Пролетарский поэт Демьян Бедный обвинил гармонь в немецком происхождении и специфической принадлежности к кабаку. Свое стихотворение, напечатанное в «Известиях» в декабре 1926 года, он заканчивает такими строками:

«Когда станет богаче наша страна,
Музыкально-культурней
станет она.
А повысится наша культура -
Умолкнет гармошка, визгливая дура,
Умолкнет, умрет вместе с верной подружкой,
Пивною, разбитою кружкой,
Умрет, но, воскреснув для жизни иной,
Оплакана горьким, последним пьянчужкой
В последней советской пивной!»

С этими доводами в корне не согласилась молодежь. В «Рабочей газете» они опубликовали письмо, обращенное ко всем читателям, прося обсудить этот вопрос и высказать свое мнение. «Давайте поставим на всенародное голосование: наш ли инструмент гармонь, нужно ли бороться за обогащение ее репертуара и улучшение качества самой гармони.

Зачем вам понадобилось, спрашивали они Демьяна Бедного, вместо пера взять в руки дегтярный помазок и мазать дегтем хорошее, полезное дело? Мы за гармонь, за обогащение ее репертуара, за продвижение через нее в массы не похабщины и хулиганства, а новых, революционных песен и лучших произведений классической и народной музыки. Мы за гармонь, за привлечение ее на службу молодежи».

В прессе началась полемика. Одни были за гармошку, другие против.

Демьян Бедный вдруг решил, что гармонь нужно заменить исконно русским музыкальным инструментом — гуслями:

«К настоящим народным гуслям-самогудам
Советскому чистоплюю-эстету
Доступа нету.
Глух он к их певучей красоте:
Уши не те!»

Не стерпел и поэт Жаров. В «Комсомольской правде» он обратился со стихотворным вопросом к Демьяну Бедному:

«Что толкнуло вас —
тоска ли, грусть ли -
Пожелать гармонике капут?..
Интересно:
Как это под гусли
Ваши «Проводы« в селе
споют?»
Демьян Бедный не сдержался:
«Комсомольцы резвы.
Да и я не сопат.
Но не хочется мне нарушать
Добрый лад
С гармонистами рьяными,
Стало нечем бить им в набат.
Пусть при них останутся
их «венки» с «баянами».
Нету масла на рынке —
едим суррогат.
Нету масла — бываем
довольны картошкою.
Нет народных скрипичных
симфоний и фуг -
Усладим свой досуг
Расторопной гармоникою.
Но… умерьте хвалебный
гармошечный пыл,
Мы вчера лишь ввели в наш
хозяйственный строй
Волховстрой!
Не смешно ль? В один день -
Волховстроя открытие,
А в Москве был
гармошечный
конкурс — событие!
Там — грядущее наше!
Там — чудеса!
Там — мечты на сто лет всех
вперед уносили!
Тут гармошки гнусили
на все голоса,
Как назад за сто лет все они
голосили!
***
Твердо веря в приход
симфонических дней,
Когда новые звуки нам будут
родней
И когда молодежь будет
фыркать, глазея
На гармонь, экспонат
бытового музея:
«И подумать… играли когда-то
на ней!»

Всем миром на защиту

Но комсомольцы и рабоче-крестьянская молодежь продолжали заступаться за свою гармошку. И отстояли. Хотя Демьян Бедный не мог с этим смириться, продолжая делать выпады и против этого народного инструмента, и против своих оппонентов.

В Сибири же в это время гармонь была незаменимым инструментом. Как и по всей стране, среди гармонистов стали ежегодно проводиться конкурсы исполнителей. Несколько раз их победителем был баянист Иван Маланин. Этот талантливый человек научился играть на гармони с пяти лет и с тех пор не расставался с народным инструментом. С 1928 года он жил и работал в Новосибирске: вначале баянистом радиокомитета, потом артистом Новосибирской филармонии. Музыкант обладал виртуозным мастерством, талантом импровизатора, чутко аккомпанировал чтецам, вокалистам, инструменталистам. Его друзья, ленинградские артисты, говорили: «Маланин популярен в Сибири, как Шаляпин — в России!»

В 2000 году в Новосибирске даже создали Музей сибирского баяна и гармони имени И. И. Маланина. Постоянно в память о народном баянисте проводятся Маланинские фестивали-конкурсы, на которые съезжаются музыканты со всей страны.

Нельзя не вспомнить Геннадия и Александра Заволокиных, сумевших в наши дни пробудить любовь к народной песне, частушке, к самобытной музыкальной культуре игры на гармони. Около 20 лет занимались они сбором и изучением частушек, живущих в народе, и собрали их более 20 тысяч.

Народ, соскучившись по празднику, по народной музыке, с удовольствием ходит на концерты ансамбля «Частушка». Геннадий Заволокин был создателем и главным вдохновителем телепередачи «Играй, гармонь!», организовал и издавал журнал с тем же названием. 15 февраля 1987 года съемки передачи «Играй, гармонь!» для Центрального телевидения проходили у нас в Новосибирске в здании цирка.

Так что Демьян Бедный был не прав: этот народный инструмент нужен людям и имеет право существовать наряду и с гуслями, и со скрипкой.

Дата: 10.03.2007, 0:30, Источник: info.sibnet.ru, Просмотров: 996






РЕСУРСЫ РАЗДЕЛА

2024, SWEET211.RU | Сделано с любовью
Автор: Maksim Semeykin

Дизайн: Master Daemon
Web Builder Engine v.2.78c, 2004-2024

Страница создана за 0,0156 секунд
Версия сайта 3.4.4
Версия админовки 1.6.2f
SQL запросов: 4 Время: 0,015625 сек.

Сейчас: 22.11.2024, 8:35
Участник рейтинга sweet211.ru

синонимайзер текста онлайн Прошивка магнитолы Geely Atlas Прошивка магнитолы Geely Coolray Прошивка магнитолы Geely Atlas Pro Прошивка магнитолы Geely Tugella