Выживают вопреки всему
После Татарска по коридору плацкартного вагона, в котором я ехал, стали ходить женщины, предлагая купить связанные ими вещи: кофточки, рукавицы, джемпера
Никто не покупал, и женщины, ожидая следующей остановки, устроились на боковых местах. С одной из них, лет сорока сорока пяти, похожей на татарку и улыбчивой, разговорился.
Она двадцать три года работает в столовой санатория «Карачи», начинала кухонной рабочей, а сейчас повар. В «советские» времена на курорте лечилось до 1200 человек. В Чанах были молочный и мясной цеха, а в колхозе выращивали малину и смородину. Продукция поставлялась в санаторий.
Моя собеседница в столовой «стоит» на салатах и супах. Нарезку вручную салатов делает на 350 человек. Очень боится увольнения с работы. Такое впечатление, что согласна и на меньшую заработную плату, лишь бы иметь работу и хотя и скудный, но социальный пакет: больничный лист, отпуск, пенсию. Заработная плата в зимнее время составляет 1200 рублей в месяц, а летом 2500 руб.
За квартиру надо платить 2000 руб. Но семья получает субсидию на жилье, причем в доход для расчета субсидии считается и вся живность на подворье. Так, корова должна принести шесть тысяч рублей дохода в год, а курица пять. Для меня это было открытием.
Старший сын учится в институте в Новосибирске и главная цель сейчас выучить его. Обеспечивают сына картошкой, соленьями, зимой морозят пельмени и манты, находят и везут старую мебель, чтобы обставить ему комнату.
«Еще успеем, вдруг сказала одна из женщин, выглянув в окно, сорок третий стоит». И, подхватив свои большие сумки, все женщины заспешили к выходу.
Они живут и выживают вопреки всему. Снимают детям-студентам самые дешевые квартиры, держат огороды и скот, и, получая в месяц полторы тысячи рублей, мотаются после работы по вагонам. Часто не продавая ничего или имея по сто-двести рублей, но платить проводникам надо, а заодно и выслушивать недовольства от пассажиров. Нам эти женщины со своим товаром напоминают цыган, и смотрим на них как бы со стороны уж эта чаша нас не коснется. Иллюзиями так и живем
Александр Двизин