На этой неделе в Верховном суде Бурятии начались слушания по делу о законности пребывания депутатов Народного Хурала в своих креслах после четвертого марта 2012 года. Еще один иск, касающийся Народного Хурала, будет рассматриваться в Конституционном суде Бурятии в ближайшее время.
Истец — молодой юрист Алдар Эрдынеев — своими действиями может спутать карты десяткам и даже сотням влиятельных и уважаемых людей.
Нынешний состав Хурала был избран в декабре 2007 года, и переизбрание его должно было проходить уже в этом году. Но в связи с введением в России так называемых единых дней голосования в декабре 2012 года никаких выборов по всей стране не должно было быть. Оставалось два варианта — или уменьшить срок полномочий до октября этого года, или, наоборот, увеличить до марта следующего. В итоге народные избранники, сославшись на то, что осенью им нужно будет принимать бюджет, передвинули срок окончания своих полномочий на март 2013 года.
"Наш Народный Хурал фактически загнал себя в ловушку, продлив себе полномочия", — говорит юрист. По его словам, депутаты технически не продумали, как это сделать. "Они посмотрели в федеральный закон, но не посмотрели в Конституцию и разъяснения Конституционного суда. Из Конституции следует, что действующий орган не вправе продлевать собственные полномочия, ни при каких условиях. Если срок продлевается, то применяется он только к следующему составу выборного органа", — говорит юрист.
Поэтому, по мнению Алдара Эрдынеева, приняв закон о продлении собственных полномочий, бурятские парламентарии нарушили основной закон страны. По этому поводу юрист и подал иск в Конституционный суд Бурятии. Пока дата его рассмотрения не назначена. Параллельно Алдар Эрдынеев подал второй иск уже в Верховный суд.
От Верховного суда юрист требует признать неназначение выборов на 2012 год незаконным. По мнению юриста, в российском избирательном процессе сроки полномочий исчисляются годами. То есть, если прошлые выборы были в 2007 году, то нынешние должны состояться непременно в 2012 году. Причем день голосования должен назначаться в один из двух дней единого голосования — или в октябре, или в марте.
Самым юридически верным, по мнению адвоката, было бы назначить дату голосования в один день с выборами президента России, то есть на 4 марта. То, что выборы Хурала не были назначены на этот срок, Эрдынеев считает незаконным бездействием чиновников и парламентариев.
Если Верховный суд решит, что парламент и избирательная комиссия бездействовали, то нынешний созыв бурятского парламента может стать нелегитимным уже через три недели, после выборов президента страны. А если будет удовлетворен и иск, поданный в Конституционный суд, вся законодательная система Бурятии будет парализована.
В случае если в местных судах Алдар Эрдынеев потерпит поражение, он готов обращаться в Конституционный и Верховный суды России.