Воздушный транспорт, по статистике, является самым
безопасным. Но любые происшествия с самолетами приковывают к себе значительно
больше внимания, чем автомобильные или водные. Психологи это объясняют всеобщим
страхом — считается, что в авиакатастрофе, в отличие от ЧП с автомобилями, спастись шансов нет. Так ли это на самом деле?
Происшествий на воздушном транспорте происходит значительно
меньше, чем на любом другом. Эта техника более надежна, чем ваш
личный автомобиль. Его вы обслуживаете сами, и сами же отвечаете за
безопасность, а лайнеры проходят многоэтапную предполетную проверку и
подготовку. Но все же ЧП случаются — кроме того, что может отказать любая техника,
есть еще погодные условия, неуправляемые стаи птиц, человеческий фактор и т.д.
Но далеко не всегда такие ЧП фатальны. Согласно анализу авиационных происшествий Национального совета по безопасности транспортных перевозок, происшествия в
воздухе заканчиваются трагически лишь для нескольких процентов. Более 90% пассажиров
остаются живы. Шанс погибнуть в
авиакатастрофе современные эксперты оценивают как 1 к 11 миллионам, в то время,
как риск гибели на автомобильном транспорте — 1 к 5 тысячам.
Как правило, без последствий для жизни и здоровья
завершаются такие неприятности как ЧП на взлетно-посадочной полосе, высокая турбулентность,
столкновения с птицами, частичный отказ техники.
Наиболее угрожающе звучит «отказ двигателя». Но и это не
всегда означает трагедию, вернее, подобные ситуации, в принципе, предусмотрены,
и авиаторы к ним готовы. Для начала стоит знать, что самолет в воздухе держат
не только двигатели. А если быть, точнее, то их задача вообще в другом — обеспечивать
тягу. Следовательно, без двигателей самолет не сможет взлететь, но какое-то
время сможет удержаться за счет планирования и совершить посадку. Кроме того,
двигатель у воздушного судна, особенно у больших пассажирских лайнеров, не один.
Случаев, когда одновременно отказывают все двигатели, история знает не много, и
все они были связаны с внешними факторами (например, попадание вулканической
пыли).
Страх перед неполадками техники в большей степени
объясняется тем, что эта техника находится на высоте около 10 километров, в
условиях очень низких температур и дефицита кислорода. Конечно, если оказаться за бортом именно при
таких условиях, то выжить будет трудно. Но если правильно действовать в салоне,
когда у самолета еще остаются шансы хотя бы на жесткую посадку, то будет
потеряно далеко не все.
Что зависит от пассажира?
Можно заранее выбрать наиболее безопасные места. Таковыми
считаются те, что ближе к штатным и аварийным выходам, и в хвостовой части
салона. Но если вы решите сидеть у аварийного выхода, то помните, что открывать
его, возможно, придется вам (это должны делать члены экипажа, но не всегда
имеют возможность). А если вы не сможете открыть быстро, то можете пострадать
от паникующих пассажиров, которые неуправляемо ринутся наружу.
Желательно, чтобы ваша одежда была удобной, не стесняющей
движения. Лучше, если это будет не синтетика, а шесть или хлопок — такие ткани
горят хуже. Опасными могут оказаться острые элементы, вроде шпилек или пряжек. Даже
безобидные ручки, ключи или расчески могут сыграть фатальную роль. А уж тем
более режущие предметы — не поленитесь, сдайте в багаж. Присутствие
таких предметов в салоне серьезно грозит дополнительными травмами при аварийном
приземлении, и не только вам.
Не стоит игнорировать инструктаж, который перед взлетом
проводят стюарды. Без инструкции вы не сможете ни правильно воспользоваться
маской, ни надеть жилет. Кстати, о масках, которые потребуются в случаях разгерметизации
салона. Тут, в отличие процесса прохода к выходам, джентльменство не требуется
— надевать маску обязательно сначала самому, даже если вы летите с детьми. Дело
в том, что у вас есть примерно 15 секунд с момента «выпадения» масок из панели
до момента потери сознания, и тогда вы уже никому ничем не поможете.
По статистике, самые рискованные периоды — это несколько
минут после взлета и 8-10 минут перед посадкой. Не игнорируйте в это время правила
безопасного поведения. Например, застегните ремень по-честному, а не просто
сделайте вид. Не разувайтесь сразу же, как только уселись в кресло. Ручную
кладь поместите под впереди стоящее кресло (не позволит проскользнуть под
кресло и травмироваться).
Не будет лишним посчитать количество рядов до ближайших
выходов перед вашим креслом и после него. Это поможет выбраться на ощупь в
условиях задымленности или темноты.
Фото: © Владимир Сараев, Sibnet.ru