то спасет из снежного плена: первая репетиция МЧС
Экстренные службы
Новосибирской области отработали действия в чрезвычайной ситуации, связанной с
заторами на зимних автодорогах, а также показали технику, которая
поможет спасателям добраться до замерзающих путешественников.
Совместные учения провели
аварийно-спасательные, пожарные, дорожные, медицинские и правоохранительные
службы, а также представители администрации Коченевского района. В
учениях задействовали 114 человек и 49 единиц техники.
Это первая зимняя тренировка, связанная со снежными заносами. Их планируют проводить каждый месяц на разных новосибирских трассах.
«Бобр» и беспилотники
Солнечное морозное утро. На поле
рядом с федеральной трассой в Коченевском районе выстраивается техника, которая поможет экстренным службам добраться до заметенных снегом дорог и помочь людям.
Степень готовности спецслужб оценивают комиссия и начальник ГУ МЧС России по Новосибирской
области генерал-майор Виктор Орлов.
Комиссия осматривает пожарные машины, технику для расчистки дорог — бульдозеры и грейдеры. В арсенале спасателей есть огромные аварийно-спасательные машины, собранные на базе КамАЗа. Они перевозят боевые расчеты и оборудование, необходимое для работы в любых условиях. Рядом стоят спецмашины — вездеходы «Лось» на 12 мест и «Бобр» на 3 места.
«Для контроля обстановки в этом году приобретены квадракоптер и беспилотный аппарат самолетного типа — это будет работать на быстрый мониторинг, анализ и принятие решений. Квадракоптер можно запускать при температуре до минус 5 градусов, аппарат самолетного типа — до минус 30», — рассказывает Орлов.
На поле развернули палатки, в которых оборудовали штаб комиссии по чрезвычайным ситуациям, пункты обогрева и питания. Например, по нормам, спасатели должны за 10 часов обеспечить горячей пищей 700 человек.
Пневмо-каркасные модули надуваются за пять минут. Тепловая пушка поддерживает в палатке температуру в 20-23 градуса. Оранжевая палатка — пункт медицины катастроф, сегодня это реанимационная площадка с аппаратом искусственной вентиляции легких и дефибриллятором.
«Принять пациента, поставить диагноз, оказать первую помощь и передать скорой помощи», — описывает задачи своей команды заведующий отделением Территориального центра медицины катастроф Новосибирской области Борис Алексеев.
ДТП с пожаром
«Отрабатываем элементы
ликвидации дорожно-транспортного происшествия, пожара, возникшего при этом, а
также оказание помощи попавшим в трудную ситуацию водителям автомобилей — это
их эвакуация в медицинские учреждения, оказание им помощи в виде обогрева,
подвоза ГСМ, предоставления пунктов обогрева и питания», — рассказал перед началом учений Орлов.
По легенде, трассу замело снегом, в длинную пробку встали фуры и легковые автомобили. Две машины столкнулись, причем одна из них загорелась. Первым делом спасатели на снегоходе спешат к пострадавшим. Двоих парней аккуратно достают из машины, укладывают в сани и везут медпункт. По сценарию потерпевшие травмированы, один из них получил ожоги — врачи оказывают первую помощь.
Одновременно к горящей
машине подъезжают пожарные и быстро разворачивают рукав. Две минуты — и
возгорание потушено.
Следующий этап учений —
действия экстренных служб в ситуации, если людей зажало в машине. Сотрудники
аварийно-спасательного подразделения разрезали автомобиль-тренажер, сняв с него
двери и крышу. По словам спасателей, технология
этой работы зимой не отличается, но летом немного проще, потому что нет
массивной зимней одежды.
Затем оперативные группы подвезли
топливо «замерзающим на трассе автомобилистам», эвакуировали нуждающихся на
вездеходе «Лось» и оттащили с проезжей части сломавшуюся фуру, которая мешала
движении.
Полные бак и батарея
Главный совет автомобилистам
от МЧС звучит так: чтобы не попасть в опасную ситуацию на трассе, следует
воздержаться от поездки, если обещают сильные метели, снегопад и гололед.
«Но если все-таки возникает
такая надобность, нужно быть обеспеченным средствами связи, в том числе
резервными, батареями автономными, которые позволят вызвать первую помощь. Если
попали в аварию — сообщить точное местонахождение, в чем сложность ситуации,
далее в экономном режиме расходуя топливо, обеспечить свой обогрев», — подчеркивает
Орлов.
«Перед выездом надо
полностью заправить бак машины, обязательно взять с собой теплые вещи и обувь,
термос с чаем», — добавляет Алексеев.
По мнению спасателей, вероятность
того, что машины застрянут в снегах на новосибирских трассах, небольшая —
дороги в области чистят лучше, чем в городе. За последние годы вспомнили только
один случай: в начале марта 2013 году перемело трассу Новосибирск —
Ленинск-Кузнецкий, тогда в пробку попали более 90 автомобилей.