Вертолет Ми-8 авиакомпании Utair разбился в субботу, 4 августа 2018
года в 180 километрах от города Игарка в Красноярском крае — погибли 15
пассажиров и трое членов экипажа. Ми-8 выполнял рейс по маршруту «Ванкор —
Сузун» и перевозил нефтяников «Роснефти». Следствие уже назвало первые версии катастрофы —
ошибка пилота или отказ техники.
Трагедия в Красноярском крае стала одной из крупнейших
авиакатастроф с участием вертолетов Ми-8. Всего с 2015 года на территории
России произошло 11 серьезных инцидентов с участием этих машин. В них погибло 78
человек.
Как произошла катастрофа
Вертолет Ми-8АМТ с бортовым номером RA-25640 примерно в
05.40 по московскому времени взлетел с площадки в районе нефтеперекачивающей
станции «Ванкор» компании «Роснефть», чтобы доставить рабочих-нефтяников на
месторождение. Представители компании Utair сообщили, что полет был штатный и
проходил при отличных погодных условиях.
За несколько минут до старта с соседней площадки в небо
поднялся другой вертолет Ми-8АМТ с грузом на внешней подвеске. По
предварительным данным, пилот потерпевшей крушение машины допустил опасное
сближение и задел лопастями трос, на котором висела металлоконструкция.
Командир грузового Ми-8 Евгений Бердюгин рассказал, что
увидел сближение: «Когда я его увидел сзади, чуть не в последний момент увидел,
что борт ко мне приближается, почти в бок летит с набором высоты, с набором
скорости, я крикнул ему в эфире. У меня была попытка отвернуть, но не
получилось».
Фото: © пресс-служба правительства Красноярского края
По словам Бердюгина, догнавший его вертолет ударился во
внешнюю подвеску — попал лопастями в трос, на котором висел груз. «Я его увидел
за несколько секунд, секунд 5 максимум, потому что он шел сзади и слева», —
добавил он. После столкновения Бердюгину удалось сбросить груз и посадить свой
вертолет.
Ми-8 с пассажирами упал с полными баками на поле вблизи
взлетной площадки и взорвался. Эксперты заявили, что экипаж разбившегося
вертолета «не рассчитал параметры набора высоты и дистанцию» с учетом наличия в
воздухе второго летательного средства, а оперативно уйти от столкновения не
удалось из-за недостаточной маневренности.
Смотрите также: Видео катастрофы Ми-8 >>
Что известно про экипаж и вертолет
Разбившийся вертолет пилотировал 33-летний командир экипажа
Александр Кононов с общим налетом около 6 тысяч часов — в авиакомпании он
считался опытным летчиком. Пилот окончил Омское летное училище и за свою
карьеру налетал более 2 тысяч часов в качестве командира воздушного судна.
В Utair рассказали про состояние разбившегося вертолета — машина
была выпущена в 2010 году на Улан-Удэнском авиационном заводе. Ресурс вертолета
составлял 12 тысяч часов — это 25 лет эксплуатации и 30 тысяч посадок. Таким
образом, машина была практически новая. Сертификат летной годности вертолета действовал
до августа 2019 года.
Вертолет Ми-8АМТ принадлежал компании Utair — Вертолетные
услуги. Это крупнейший вертолетный оператор в стране, который эксплуатирует
парк более чем из 320 воздушных судов разных типов — преимущественно семейства
«Миль» и Airbus Helicopters. Вертолеты компании обслуживают клиентов на четырех
континентах.
В сообщении «Роснефти» на официальном сайте компании
утверждается, что действия экипажа разбившегося в Красноярском крае вертолета
Ми-8 «необъяснимы». В частности, пилот получил предупреждение об опасном
сближении с другим вертолетом, связь в кабине машины была исправна.
«Крушение произошло по причине необъяснимых действий экипажа
вертолета Ми-8, который при работающей связи и предупреждении об опасном
сближении допустил столкновение с другим вертолетом», — говорится в сообщении.
При этом указывается, что полет выполнялся без
диспетчерского сопровождения по правилам визуального полета. В этом случае
ответственность за расчет безопасных расстояний и выполнение всех маневров
лежит исключительно на пилотах, которые должны самостоятельно оценивать все
риски.
Список погибших при крушении Ми-8 >>
Первые версии трагедии
Главное следственное управление СК России возбудило уголовное
дело по части 3 статьи 263 УК РФ «Нарушение правил безопасности движения и
эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или
более лиц». Следователи изымают полетную документацию, образцы топлива,
допрашивают персонал, сотрудников авиакомпании и очевидцев.
Основная версия трагедии — грубая ошибка пилота. Военный летчик-инструктор
Алексей Власов, летавший на Ми-8, предположил, что командир экипажа не убедился
в отсутствии препятствий к выполнению взлета и упустил один из обязательных
элементов подготовки к взлету — не проверил, есть ли по курсу взлета другие вертолеты.
Власов рассказал, что особенностью Ми-8 является
ограниченный обзор вверх: «Угол тангажа составляет 5-7 градусов. Таким образом,
становится еще меньше возможности осмотреться. Именно поэтому
радиоосмотрительность здесь играет очень важную роль».
Однако в штабе расследования пока не исключают возможность
технической неисправности вертолета. Она могла привести к резкому маневру
машины, которая в итоге задела трос. Окончательные выводы о причинах крушения и
виновных в нем можно сделать лишь после проведения всего комплекса следственных
действий и экспертиз, отметили в СК.
Фото: © пресс-служба СК РФ