Пивной рынок переживает особое время — с этого года действуют ряд ограничений, которые, по мнению депутатов, должны были
мотивировать потребителей меньше пить и больше заниматься своим здоровьем. Но влияние
новых законов оказалось несколько иным — очереди в магазинах и отток
потребителей из маленьких магазинчиков в большие сети ради экономии.
В этом году вступили в силу сразу два жёстких ограничения —
производителям запретили выпускать продукцию в пластиковой таре объёмом более
1,5 литра, а продавцам разливать пиво в «двушки» и «трёшки». При этом в законе
не оговорено, кто именно и каким образом должен контролировать его соблюдение.
Тем не менее, и производители, и продавцы не хотят проблем и выполняют все
требования, которые, по оценкам экспертов, ударили по пивной отрасли в целом.
Пивоварни — первые, кого коснулись изменения в законе. С 1
января им запретили фасовать и поставлять в магазины пиво в «двушках» и
«трёшках». Через полгода производители
отчитались о падении рынка минимум на 5%, на сегодня говорят уже о 10% потерь.
Это спровоцировало удорожание продукции. «Средние
потребительские цены на отечественное пиво выросли с декабря примерно на два с
половиной рубля — с 105 до 108 рублей за литр. Импортное пиво тоже подорожало
примерно на 5 рублей за литр», — рассказал исполнительный директор Союза
российских пивоваров Вячеслав Мамонтов.
Продажи пива в
большой таре какое-то время помогали сдерживать рост цен. Но в июле 2017 года
вступил в силу следующий запрет — на розлив напитков в большую ПЭТ-упаковку. Теперь и
продавцы разливного пива, и поставщики оказались в непростых условиях.
«Часть объёма, ранее продававшегося в ПЭТ-упаковке большого
объёма, перераспределилась в ПЭТ меньшего объёма, но значительная часть была
потеряна, так как потребители пива в больших пластиковых бутылках очень
чувствительны к повышению цены на литр. К сожалению, есть все основания
предполагать, что часть этих потребителей переключилась на дешевый крепкий
алкоголь, возможно нелегальный и некачественный», — сказал менеджер по связям
с общественностью и органами власти Efes Rus Россия Павел Филиппов.
Ту же тенденцию отметили и сибирские пивовары. «После
запрета большой тары объемы
преимущественно перераспределились в пользу оставшихся видов тары, но по
некоторым позициям заметной компенсации не произошло. Многие потребители в
итоге переключились на самые дешевые сорта пива. Это связано как с общей экономической
ситуацией, так и с запретом наиболее выгодной для потребителя тары», — утверждает руководитель службы маркетинга компании «Томское пиво» Максим Курохтин.
Банка вместо бутылки
Желание сэкономить даже на такой мелочи как пластиковая
бутылка вполне понятно. Цены на всё растут, а зарплата у большинства граждан —
нет. По наблюдениям продавцов, за прошедшие три месяца потребители меньше пить
не стали, только вместо одной «трёшки» покупали две «полторашки» и переплачивали за упаковку.
Цена пластиковой бутылки в Новосибирске в среднем составляет
10 рублей. И если учесть, что поход в пивмаг — не разовая акция, а для многих регулярноая, или же потребители
могут «затариваться» продукцией, например, на праздник, то в целом переплата
может стать ощутимой.
Чтобы сэкономить, потребители стали приходить в магазины за
пивом со своей трёхлитровой банкой, ведь в законе речь идёт об ограничении
продажи пива в ПЭТ-таре. И продавцы идут покупателям навстречу. «В одно время
у нас был бум на приобретение пива в стеклянных банках, но потом тренд пошёл на
спад, поскольку в стекле неудобно переносить и перевозить», — рассказал
директор одного из магазинов разливного пива Алексей Голубев. Как алкоголь меняет личность. ИНФОГРАФИКА
Владелец торговой точки добавил, что с введением новых
правил продавец теперь дольше обслуживает клиентов — опять же, вместо одной
бутылки приходится наполнять две-три и надевать на них крышечки. За это время успевает
скопиться очередь, некоторые клиенты устают ждать и уходят в ближайший
супермаркет и покупают пиво там.
«Вообще разливное пиво уходит в прошлое. Сейчас на рынке много
предложений, возле моего магазина только за последние полгода открылось три федеральных
сети — "Ярче", "Магнит" и "Пятерочка". Все они предлагают пиво по акции, поэтому
начался большой отток клиентов туда», — поделился владелец пивного магазина Евгений Кожин.
Заработали на «полтарашках»
Похоже, единственные, по ком не ударили законотворческие
инициативы, это производители пластиковой тары, но и здесь произошло
перераспределение — спрос на «полторашки» подскочил, что логично.
«Раньше большие ПЭТ бутылки занимали около 70% от объёма
производства, а сейчас около 10%. Их заказывают, в основном, продавцы кваса и
лимонада. Также остались заказчики из сельской местности, которые как продавали
пиво в больших бутылках, так и продают, не обращая внимания на законы», — сказал специалист по работе с клиентами компании «Пэтмен» Евгений Николенко.
Но спад компенсировался возросшим спросом на упаковку в
полтора литра. По словам Николенко, у стоящих за станком сотрудников
прибавилось работы чуть ли не в два раза. Но поскольку они получают сдельную оплату, то за эту
нагрузку стали получать дополнительное вознаграждение.
Есть и еще аспект. Помимо самой упаковки, «Пэтмен» выпускает пресс-формы,
в которых отливают бутылки различными объёмами и конфигурации. После того, как «двушки»
и «трёшки» стали менее востребованы, многомилионное оборудование, на котором
производили пресс-формы для двух- и трёхлитровых бутылок, простаивает, добавил
Евгений Николенко.
Фото: © Sibnet.ru