Новости / Новосибирск / Жизнь дата-центра. ФОТОРЕПОРТАЖ
Фото Владимира Сараева, Sibnet.ru
Жизнь дата-центра. ФОТОРЕПОРТАЖ
Ряды серверных шкафов, аккумуляторов, огнетушителей и кондиционеров — земное обеспечение жизни облачных сервисов. Дата-центры обеспечивают работу все большего количества виртуальных систем, которые становятся все ближе к повседневной жизни обывателей, — электронных правительств, служб спасения, медицинских баз данных и много чего еще.
Дата-центр «Ростелекома», один из крупнейших в Сибири и на Дальнем Востоке, уже отмечает пятилетие. По этому случаю прессу пригласили на экскурсию, подробно рассказав и показав, за счет чего обеспечивается его бесперебойность и сохранность данных.
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЛЕЙ
Сердце дата-центра — два огромных зала по 150 квадратных метров с серверным оборудованием, гудящих словно ульи. Интерьер залов — длинные ряды металлических шкафов, в которых виднеются бесконечные провода и мигающие огоньки.
Массив данных, хранящихся здесь, позволяет существовать национальной облачной платформе, на которой в новосибирском дата-центре расположены семь фрагментов федеральных систем здравоохранения РФ.
«Здесь находится федеральная ГИС «Энергоэффективность», которая была разработана по заказу Минэнерго. Находятся региональные системы в сфере здравоохранения 16 субъектов РФ. 12 регионов СФО держат здесь подсистемы электронного правительства. Здесь развернута облачная «Система 112» для Томской области», — перечислил директор департамента развития проекта «Информационное общество» Макрорегионального филиала «Сибирь» ОАО «Ростелеком» Иван Бурдонов.
Дата-центр работает как программно-технический комплекс, что не дает терять данные. Он спроектирован в соответствии с третьим уровнем надежности из четырех возможных, согласно международному стандарту. Этот стандарт подразумевает пристальный контроль: кроме автоматизированной системы, которая сообщает о малейших сбоях, все помещения каждые два часа проверяют люди.
Чтобы техника не перегревалась, в серверных поддерживается микроклимат: температура воздуха около 18 градусов тепла, влажность около 45%. За нужную температуру отвечают мощные прецизионные кондиционеры, которые объединены в каждом помещении в общую сеть, взаимодействуют друг с другом. Они подключены к контролеру, на котором программируются нужные параметры. Половина кондиционеров работает, половина отдыхает, через сутки они меняются.
«Если будет слишком сухо, изоляция начнет трескаться и возможны какие-то замыкания, если будет слишком влажно, то возможны пробои. Поэтому важно поддерживать один уровень влажности»,— объясняет руководитель группы сопровождения и эксплуатации дата-центра «Ростелеком-Сибирь» Олег Рогов.
НА СЛУЧАЙ АВАРИИ
Серверное оборудование дата-центра потребляет около 550 киловатт электричества в час, в здание электроэнергия поступает по двум независимым кабелям. На случай отключения электроэнергии в городе, во дворе есть дизель-генераторная установка (ДГУ).
Она автоматически включается во время аварии и может питать дата-центр 6-8 часов. Во время небольшой паузы между отключением энергии и началом работы ДГУ работу серверов поддерживает система бесперебойного питания с аккумуляторами. Они находятся в двух отдельных комнатах. Это полочки с обычными на вид автомобильными аккумуляторами, сцепленными паровозиком.
«У нас в истории был один случай за пять лет, когда питание пропало на обоих фидерах (перестала поступать энергия). Пока ДГУ автоматически запустилась и выводилась на полную мощность, оборудование дата-центра запитывалось от аккумуляторных батарей. Проблемы с электропитанием никто из абонентов не заметил. Чтобы убедиться в надежности системы, два раза в месяц проводятся испытания, в топливном баке ДГУ поддерживается запас солярки. Это такой уровень перестраховки!», — рассказал Рогов.
Третий уровень надежности центра допускает простой дата-центра не более 1,6 часа в год, но в Новосибирском дата-центре за пять лет не было даже такого времени простоя.
Отдельная комната посвящена противопожарной безопасности: здесь две линии больших красных баллонов с газом хладон. Тушение начинается после того как срабатывает не менее двух датчиков обнаружения пожара, чтобы исключить ложную тревогу.
«Автоматически под большим давлением происходит выброс газов в серверное помещение, при этом двери в помещениях разблокируются, чтобы персонал мог вовремя покинуть комнату. За минуту все должны эвакуироваться, после чего газ полностью заполняет помещение и пожар прекращается», — объясняет Рогов, добавляя, что газ не портит оборудование в отличие от пены и воды.
Затем система принудительного вентилирования выкачивает газ и можно снова работать. На время пожара обесточиваются все сети, потому что безопасность людей важнее, чем потеря данных. Пожаров за пять лет существования в центре не случалось.
ХАКЕРСКИЕ АТАКИ
«Вы знаете, как сейчас пароли уходят от уважаемых организаций? Одно дело, когда вскроется личная переписка, другое дело, если вскроются доступы врачей к медицинским системам, откроется информация о здоровье граждан. Мы знаем, какие атаки проходят на наши системы, все их отбиваем успешно», — говорит Бурдонов.
Информационная защита одновременно происходит на нескольких уровнях, в том числе на криптографическом (шифровка данных) и программном.
«Частая напасть — это DDoS-атаки, общая проблема всего глобального интернета. Несколько раз в год случаются, но у «Ростелекома» есть дополнительна услуга для своих клиентов — защита от таких атак. У компании есть соответствующее обеспечение, которое отслеживает атаки, мы просто блокируем конкретные адреса, порты и прекращаются эти вещи», — отметил Рогов.
Данные охраняются также физически. В здании круглосуточно находятся сотрудники, связанные с диспетчерскими службами новосибирского филиала «Ростелеком», действует специальная система доступа в комнаты, работает охранное телевидение — камеры на каждом шагу, видео с которых хранится не меньше месяца. Все это позволяет облаку круглосуточно существовать.
СПРАВКА:
Дата-центр (ЦОД) «Ростелекома» был построен в 2009 году, его создание заняло два года. ЦОД в Новосибирске ориентирован как на решение собственных задач «Ростелекома», так и на ИТ-аутсорсинг. Оптический сегмент спроектирован для передачи данных в мультисервисную сеть компании «Ростелеком» по двум каналам связи со скоростью 40Гбит в секунду.