Больше половины российских школьников не представляют своей
жизни без интернета. В Сибири показатели ещё выше, чем в среднем по стране.
Какие опасности несёт детям такая вовлечённость в Сеть и как с этим бороться,
рассказали эксперты в области IT,
образования и психологии.
По данным «Лаборатории Касперского», 66% школьников не
представляют своей жизни без смартфона. Почти постоянно в Сети находятся более
половины всех опрошенных несовершеннолетних пользователей в России (всего в
опросе приняли участие более 3,5 тысячи детей школьного возраста).
По информации компании, около 72% всех сидящих в интернете сибирских
школьников проводят время в основном в социальных сетях — этот показатель выше, чем,
например, в Москве. Именно там, в соцсетях, скрывается большая часть всех опасностей,
утверждают специалисты.
«Наряду с колоссальными возможностями Всемирная
паутина таит в себе угрозы для неопытных пользователей. И мы, как родители,
очень заинтересованы в том, чтобы ребенок был защищен от всех опасностей,
которые есть в онлайн-среде», — говорит директор департамента продаж массового
сегмента филиала «Сибирь» ПАО «Ростелеком» Алексей Мохов.
Почти каждый десятый ребёнок, по статистике, интересуется в
интернете вопросами, связанными с алкоголем и наркотиками. Между тем в
просмотре порно и эротики в Сети, чего так боятся взрослые, признались
менее 1% опрошенных школьников.
«Порнография и эротика (специализированные сайты) у детей так непопулярны в том числе и
потому, что они всё это смотрят в социальных сетях», — считает эксперт «Лаборатории
Касперского» по детской безопасности Мария Наместникова.
ТРАВЛЯ И ТРАТЫ
По словам Наместниковой, в интернете для детей есть куда
более серьёзные угрозы, чем порнографический контент. Например, кибербуллинг —
так называется обыкновенная травля, только в режиме онлайн.
По данным опроса родителей школьников, более чем в половине
случаев они были вынуждены вмешаться в интернет-конфликты детей, а в 13%
случаев виртуальные нападки перерастали в реальные. «Это цифры достаточно опасные для подростков тем, что они
могут сделать с собой всё, что угодно, когда их травят», — поясняет
Наместникова.
Кроме того, серьёзную опасность для родителей представляют
онлайн-покупки детей, в том числе и неконтролируемые, например, связанные с
компьютерными играми: в некоторых ситуациях пользователь может даже не понять, что потратил в виртуальном мире реальные деньги. Но самым страшным порой может стать простое общение в
соцсетях.
«Родители думают: педофил — он один на всю страну, и с моим
ребёнком никогда не встретится. На самом деле это очень серьёзная опасность», — утверждает Наместникова.
По её словам, вероятные преступники могут познакомиться с
детьми в соцсетях, например, под видом сверстников и таким образом позвать на
встречу, или вычислить будущую жертву по указанному на странице номеру школы
или даже домашнему адресу.
Кроме того, сейчас распространены случаи, когда педофилы
выманивают у подростков откровенные фотографии и потом шантажируют школьников
ими.
ГЛУШИЛКИ В ШКОЛАХ?
Оградить школьников от интернета полностью невозможно,
утверждают эксперты в области образования. По словам представителя управления
образования мэрии Новосибирска Ларисы Аникиной, сейчас каждая школа обязана
обеспечить учеников доступом в Сеть как на уроках, так и во внеурочное время.
«Интернет является неотъемлемой счастью современного
общества. Выход и интернет во внеурочное время жизненно необходим, но только в
присутствии учителя. Просто захотелось детям, и вышли на уроке поиграть в
интернет — это нарушение, это наказуемо. Мы считаем, если ребёнок находится в
школе, он защищён. Жёсткий контроль администрация осуществляет», — утверждает
специалист.
По её словам, сейчас все школы работают в уже
отфильтрованной Сети. В частности, «Ростелеком» защищает от небезопасного
контента более 3 тысяч школ в Сибирском федеральном округе.
Кроме того, сейчас уделяется большое внимание обучению
педагогов информационной безопасности. С этого года учиться ей будут даже
сотрудники детских садов, рассказывает директор новосибирского центра
информатизации «Эгида» Роман Сюзяев.
Но, по его словам, учителя не в силах
защитить детей от мобильного интернета в их смартфонах. «Поставить глушилки для сотовых телефонов в школах — это
очень затратно будет. Во-вторых, дети всё равно найдут место где-нибудь рядом с
окошечком, возле туалета, где интернет будет ловить. Я знаю такие практики,
когда детей просят выключить, убрать телефон перед уроком», — предлагает
Сюзяев.
ОБЩЕНИЕ И СЛЕЖЕНИЕ
По мнению директора «Эгиды», оградить ребёнка от
небезопасного контента способны только родители: «Общения никто не заменит
между родителем и ребёнком».
С этим утверждением согласен новосибирский детский психолог Илья Мартысюк. «Ребёнок может многое и не сказать родителям. Ограничить
интернет полностью в современном мире невозможно — нужны доверительные
отношения в любом случае», — говорит он.
По мнению психолога, самая главная опасность, которую несёт
школьникам интернет — это не конкретные угрозы, а именно негативное влияние на
их психику и социальные связи.
«Ребёнок не приучается поглощать достаточно большой объём
информации, приучается хватать всё по верхам, мелкие слова ключевые. Плюс это
большой урон наносит социальным связям, общению элементарному со сверстниками. Самая
большая опасность — это отставание в дальнейшем в развитии», — объясняет
Мартысюк.
Специалисты в области IT предлагают простое решение — использовать специальные программы, контролирующие активность детей в
Сети: например, не читать личные сообщения, но иметь возможность следить за
списком друзей ребёнка в соцсетях и упоминаниях его данных на чужих страницах.