Госавтоинспекция (ГИБДД) спрогнозировала резкий рост числа
погибших в ДТП в России после 2018 года из-за старения водителей и автопарка,
неконтролируемой автомобилизации населения и других факторов. Об этом говорится
в проекте стратегии безопасности дорожного движения до 2023 года.
Согласно документу, по самым пессимистичным прогнозам
начиная с 2022 года на дорогах будет погибать примерно 30 тысяч человек в год,
то есть произойдет резкий откат ситуации до уровня 2007–2008 годов.
В проекте стратегии безопасности предлагается бороться с
аварийностью с помощью увеличения числа камер и экономического стимулирования
водителей к соблюдению правил дорожного движения (ПДД). Также для этого
планируется использовать «высокотехнологичную электронную технику» и применять
«малозатратные, но эффективные мероприятия». Конкретных мер для исправления
ситуации в документе нет, там есть лишь «общие формулировки», пишет «Коммерсантъ».
Выполнить данную стратегию предполагается в два этапа.
Первый будет переходным и придется на 2018–2020-е годы. На нем завершится
выполнение Федеральной целевой программы (ФЦП) «Повышение безопасности
дорожного движения 2013–2020 годов». Выделенные по этой ФЦП деньги в основном
тратятся на ограждения, освещение и камеры. Также «нарастят потенциал» для
дальнейших работ. Вторым и главным этапом станет двухлетний период 2021–2023
годов. Конкретных мероприятий на этот срок не запланировано, о принятии новой
целевой программы также не говорится.
Вице-президент Национального союза автомобилистов Ян Хайцеэр
пояснил РБК, что прогнозировать рост смертности «фактически невозможно», а
проект ГИБДД направлен на увеличение финансирования ведомства. «Они [ГИБДД] же
не признают, что дороги плохие и что они вовремя не строятся. У меня большие
сомнения в реальности этих прогнозов», — уточнил он.
Слишком мрачный прогноз
По его словам, сомнительный технический осмотр и старение
автомобилей действительно могут привести к повышению аварийности, но нынешняя
ситуация никак не может сравниться с прошлым веком. «Сегодняшнее старение, по
сравнению с девяностыми годами, просто чепуха», — отметил Хайцеэр, добавив, что
за последние десять лет автопарк в России быстро обновлялся.
Глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев
подчеркнул в разговоре с РБК, что прогноз ГИБДД не имеет «никакого отношения к
реальности». «Они ссылаются на рост парка автомобилей, который может повлиять
на количество ДТП со смертельным исходом. Так вот, на этот рост могут повлиять
отсутствие отбойников: у нас на первом месте по смертности — выезд на встречную
полосу движения», — уточнил он.
Председатель движения автомобилистов «Свобода выбора»,
депутат Госдумы Вячеслав Лысаков заявил, что прогнозируемый ГИБДД рост
смертности в ДТП с 2018 года — «это скорее политическое заявление, чем
экспертное». По его словам, оно сделано для того, чтобы подготовить общество к
резкому усилению штрафных санкций. «Я не вижу здесь никакой логики, кроме
нагнетания», — считает Лысаков. По его словам, данный прогноз «абсолютно
алогичен».
«Динамика последних лет говорит о снижении числа ДТП. Причем
здесь старение водителей? У нас ежегодно получают не менее 2 млн, если не
ошибаюсь, людей водительские удостоверения. В последние годы парк автомобилей
состоит на более чем 50% из машин старше 10 лет, и что? Дело не в возрасте, а в
состоянии», — пояснил Лысаков.